Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

Учимся рисовать лошадь

Вот и закончился самым благополучным образом мой отпуск. Так что придется выполнять свою угрозу и учиться рисовать. Угроза направлена прежде всего к самому себе, так как я рисовать не умею. Когда-то рисовал, но рисовать так и не научился. Так что правда жизни состоит в том, что не я буду кого-то учить, а как раз таки буду учиться сам. Мне опять же будет очень приятно и полезно, если ко мне присоединятся еще люди, желающие повторить то же безумство храбрых.

Думаю, наиболее приемлимой формой будет раз в несколько дней делать очередной маленький шажок вперед. За эти несколько дней я надеюсь, что безумцы, ко мне присоединившиеся, смогут показать, что получилось у них и тогда мы сможем сделать новый шаг вперед. И так и будем продолжать ходить как дети малые. Пока не надоест или пока чему-нибудь путному не научимся.

На этом преамбула закончена, поднимаем ногу для совершения первого шага. Самой первой практической задачей, которую я ставлю перед собой - нарисовать вид лошади сбоку, без учета перспективы и всяких там хитрых аксонометрий. Цель эта имеет под собой важное практическое применение: когда мы начинаем работать над скульптурным изображением лошади, то всегда удобно начинать именно со схемы ее вида сбоку. Нам первым делом важно определить местонахождение суставов, направления конечностей, изгибы спины и шеи, поворот или наклон головы. Так что и на рисунке начать стоит с того, чтобы определить, где у лошади что находится: где искать эти суставы, определиться с размерами отдельный частей и т.д. Начнем не со всей лошади сразу, а для начала только с передней конечностью.

а) На произвольном расстоянии друг от друга я ставлю две точки и соединяю их вертикальной линией. либо можно нарисовать вертикальную линию и на ней отметить две точки. Кому как удобнее.

b) расстояние между точками делю пополам. Это само по себе упражнение, развивающее глазомер. В любом случае правильность деления линии пополам можно проверить при помощи циркуля или измеряя половинки карандашом.

с) каждую из этих половин делим еще раз пополам. Теперь наш отрезок поделен на четыре равные части.

d) и еще раз каждый из четырех отрезков делим пополам. Получаем восемь частей. В дальнейшем каждая такая восьмушка может быть использована как единица измерения, поэтому дальше я буду называть единицей каждый такой отрезочек.

И самый правый рисунок, не обозначенный буквой - в итоге должна получиться вот такая шкала. Внизу у нас земля, виртуальный ноль, а снизу вверх я поставил цифры опять же для удобства дальнейших объяснений. То есть если я буду говорить: "на четвертом отрезке", то будет понятно, что имеется в виду единица, расположенная между цифрами 3 и 4. Пока что все очень просто и действительно никаких специальных рисовально-чертежных навыков не требуется. Едем дальше.

е) на седьмой точке я делаю отметку. Это высота холки нашей лошади. Отмеченная точка - это еще не сама холка, но только уровень ее самой высокой точки, поэтому можно отметить ее не слишком черной линией. На этом рисунке я ее выделил для наглядности. Далее рисуем вертикально расположенный овал на точке 2. Это местораположение запястья. Спускаемся на первый отрезок, в самую нижнюю единицу и делим его на три части. Вы видите маленькие отметки, делящие этот отрезок на три. С одной стороны от второй отметки, т.е. на высоте двух третей нашей условной единицы рисуем кружок. Это местьрасположение сезамовидных костей - там где заканчиваются пястная кость и начинаются фаланги. Заметьте, что кружок этот расположен не на осевой линии, а прилегает к нему сбоку. Таким образом мы определяем заодно, где у нас будет нос лошади, а где корма. Сезамовидные кости будут лежать кзади от осевой линии, стало быть на моем рисунке слева должна будет расположиться голова, а справа - все остальное.

Преходим в район точки 4 - это область локтевого сустава. На оси рисуем еще одну окружность, верхней своей точкой прилегающий к отметке 4, - это локтевой сустав, а позади него (то есть правее на рисунке) очерчиваем дугу. Верхний конец этой дуги располагается на высоте 4-й точки.

f) от кружочка сезамовидных костей кпереди проводим косую линию до самой земли и украшаем ее условным профилем копыта. Ничего не будем говорить ни о размерах, не об углах наклона копыт сейчас. Мы рисуем пока что только условное его обозначение, а не само копыто. В идеале самая задняя точка четырехугольника, его изображающего должна оказаться очень близко к осевой линии. Далее перебираемся в пятый отрезок (то есть между точками 4 и 5) и кпереди (на этом рисунке перед, напомню, находится левее оси) тонкими линиями достраиваем квадрат, который разделяем пополам еще одной вертикальной линией. Стало быть наш квадрат теперь разбит на два вертикальных прямоугольника. В самом переднем из них я обозначаю плечевой сустав кружочком, который вписываю в верний правый угол прямоугольника. А затем ниже и кпереди от этого кружочка рисую вот такую загогулину в форме буквы С - это выпирающий кпереди кусок плечевой кости.

Далее перебираемся в седьмой отрезок и достраиваем еще один квадрат кзади. От точки 6 кпереди вы видите еще одну загибающуюся кверху загогулину. Она обозначает ход позвонков. Пока что она нам не нужна, но ее место мы уже обозначили, а стало быть и запомнили.

g) еще два небольших добавления: от точки, обозначающей плечевой сустав проводим косую линию в верхний задний угол квадрата, достроенного на седьмом отрезке. У нас получилась ось лопатки. В идеале она должна получиться параллельной другой косой линии - расположенной в первом отрезке.

Вторая добавка на этом рисунке - точка, образованная пересечением вертикальной линии от конца локтевого отростка (от верхнего конца дуги, расположенной вблизи точки 4) и горизонтальной линии на высоте 7 единиц. Эта точка и обозначает холку.

h) на этом рисунке я соединяю линиями кружочки, изображающие суставы. Плечевую кость я изобразил немного изогнутой линией, а не прямой. И схематически изобразил лопатку в виде похожего на треугольник объекта. Пока что нам достаточно помнить, что лопатка не возвышается до самой линии холки, а находится ниже ее.

Вот такой, несколько многословный и получился наш первый шаг. Сложного в нем ничего нет, потому что местоположения наших кружочков и загогулинок определяется довольно легко относительно оси. Попробуйте сами нарисовать несколько раз и вся предложенная схема уложится у вас в голове очень быстро. Более того, после небоьшой практики вы научитесь рисовать ее в совершенно любой последовательности: хоть сверху вниз, хоть снизу вверх или вразброс. Или запросто сможете восстановить всю схему имея для начала только какую-то ее часть, например, начав с плечевого или локтевого сустава.

В заключение можно попробовать дорисовать к этой схеме кости, мышцы, чтобы попробовать перейти от схемы к какому-нибудь изображению передней конечности лошади. То есть просто поиграть с этой схемой, чтобы и запомнить ее и удовольствие получить. Вот такой вольный рисунок получился у меня:

Итак, сейчас мы займемся такой же схемой для задней ноги при виде лошади сбоку. Повторю, на этом этапе нашей основной задачей является определить местонахождение суставов и правильные соотношения длин отдельных частей конечности. Здесь опять же добавлю, что на этих схемах отработана идеальная конформация (или, как говорят по-русски - постав) задней ноги.

Первым делом стоит определить, на каком орасстоянии от передней ноги рисовать заднюю ногу. В большинстве учебников по рисованию нам говорят, что туловище лошади вписывается в квадрат, т.е длина туловища равна высоте лошади в холке. На самом деле, в большинстве случаев это не так. Если я скажу, что длина туловища составляет 110% от высоты лошади в холке, то это будет немного ближе к истине. То есть длина туловища будет на 1/10 часть больше, чем высота. Чтобы не заморачиваться с математикой, давайте посмотрим, как это делается практически. На рисунке я сначала накидал схему передней ноги, затем от наиболее выпирающей ее точки (если помните, это был такой специальный выступ плечевой кости) провел вертикальную линию до земли, от нее отложил расстояние в 7 единиц и снова восстановил вертикальную линию. Эта новая линия и будет, условно говоря, ось задней ноги. Для удобства снова откладываю на этой оси разметку в восемь единиц (понятно, что размеры единиц для передней и задней ног должны быть одинаковы). Тут логично будет спросить: а почему именно восемь единиц, а не семь или еще сколько-нибудь? А потому что, во-первых, на восемь единиц любой отрезок легко разделить: пополам, потом снова пополам и еще раз пополам каждый из получившихся отрезков. Точно так же можно было бы обойтись и делением на четыре или, например, на 16. Но в данном случае восемь частей представляются мне достаточно удобной разбивкой, а кроме того, каким-то образом такое деление позволяет нам удобно вписать в эту схему и человека, когда возникнет в том надобность.

Теперь перейдем к следующему рисунку и начнем размещать основные ориентиры.

На этом рисунке я показываю определение высоты крупа, спины и расположение маклока. Те, кто знает о том, что существуют разные формы спины и крупа сразу же могут мне возразить, что бывает и круп, расположенный на одной высоте с холкой и спина может находиться ниже или выше, и круп бывает и длинный и короткий и более скошенный и так далее. Все они будут правы. Но в дальнем случае я рисую не какую-то конкретную лошадь или даже не лошадь какой-то конкретной породы, а свое собственное, так сказать идеальное представление о лошади. В дальнейшем, составив себе картину такой "идеальной" лошади, можно будет вносить определенные коррективы в расположение отдельных точек и, таким образом получать другие формы, которые будут более соответствовать каким-то конкретным породам или конкретным лошадям. Как видите, мне, как бы не хотелось, но не удается обойтись без "философских отступлений"... Приходится, поскольку теперь нам надо определить, где находится маклок по горизонтали (вертикальную его координату я "назначил" на высоте 6 1/3 наших условных единиц). Для этого я снова возвращаюсь к общей длине нашего нарисованного корпуса и делю его на три части. Таким образом передняя треть принадлежит плечевому поясу, средняя - спине, а задняя - соответственно крупу. Вот на этой границе я и рисую овал, который обозначает место для маклока.

Едем дальше и теперь остается найти еще три ориентира: место расположение коленного сустава, самую высокую и самую заднюю точку крупа.

Смотрим на левую часть рисунка: от маклока я провожу прямую линию к копыту и на этой линии чуть выше линии высоты в 4 единицы обозначаю надколенник (коленную чашечку). В острый угол, образованный пересечением горизонтальной и косой линии я вписываю кружочек - он изображает сам коленный сустав. Теперь, если посмотрите на обе ноги вместе, увидите, что и коленный и локтевой суставы находятся на одной высоте - сразу под четвертой линией по высоте. Самую высокую точку крупа я располагаю над коленным суставом, а высоту ее я уже определил на предыдущем рисунке. Самая заднеудаленная точка крупа располагается на одной линии по вертикали с самой задней точкой скакового сустава - с выступом пяточной кости и по высоте она расположена там, где находится седалищный бугор. Тепрь, на левой части рисунка я, своими силами в меру способностей пытаюсь изобразить контур задней конечности и расположение её костей. Ничего, что силы пока что скромные. Если мы продвинемся дальше, то научимся делать это более твердой рукой.

И, наконец, остается взглянуть на всю схему корпуса целиком

Как видите, нам удалось расположить все основные ориентиры для конечностей, определить пропорции туловища по длине. Сейчас, к слову сказать, дина туловища превышает его высоту примерно на половину нашей единицы за счет добавки в самой задней части крупа. После того, как мы добавим еще с четверть единицы спереди, изобразив мышцы груди, мы получим длину корпуса, составляющую примерно 7 3/4 единиц, что в грубом приближении дает 115% длины корпуса против 100% высоты в холке.

Соединим эти обе ноги корпусом.

Здесь я использую один из уже показанных рисунков, только стер лишнее, оставив то, о чем мы уже успели поговорить и отметив линию спины. Далее я соединю одной плавной линией холку, спину и круп.

"Ну нифига ж себе плавная линия!"- скажете вы.

А что делать? за неимением более плавных приходится считать эту за плавную. Далее, обратите внимание на нежирную горизонтальную линию на высоте четвертой точки. Этой линией будет ограничена грудная клетка.

Вот я начинаю ее рисовать. По обозначенной линии я нарисовал этакую двойную загогулину на месте грудины. Где закончить грудину? В принципе я ее заканчиваю примерно там, где завершается передняя треть туловища. Далее от грудины отходят ребра и образуют какую-то дугу. Чтобы представить себе размер грудной клетки я нарисовал несколько вспомогательных линий: дугу от грудины к маклоку, дугу от холки и линию, соединяющую плечевой и тазобедренный сустав. Все эти линии вместе дают представление о размере грудной клетки.

Для того, стобы нарисовать линию живота мне придется отправиться в область таза и немного его там докалякать, помня, что все мышцы брюшной полости сходятся на тазовой кости. Таким образом, мысленно добавив мясца на грудную клетку и на брюшко, стараясь делать его не слишком поджарым, но и не слишком обвислым, рисую еще одну (гы-гы!) плавную линию от таза, по брюху, по-над грудиной, между передними ногаи и с загибом на переднюю сторону корпуса лошади. Ну и под конец еще дорисовываю ход позвоночника пунктирной линией и обозначаю хвостик.

Теперь речь пойдет о схеме головы. Именно так, это вовсе не портрет лошади, не тщательная обрисовка всяких деталюшечек, а только схема, которая дает кое-какое общее понятие о размерах и соотношениях частей головы.

Вот сижу я, рисую себе, перерисовываю, сличаю, сверяю, перемериваю и снова перерисовываю: извожу бумагу в непотребных количествах - вон уже какая папка набралась!- и при этом все себя спаршиваю: "вот у тебя, Доктор, есть куча всяких книжек, где так красиво показано как рисовать голову лошади, так какого же ты черта маешься и чего-то там с карандашем и циркулем изобретаешь? Новую лошадь все равно не изобретешь - факт! А на рисунках маститых художников смотри как все просто: тут кружочек, там - овальчик, соединяем парой линий, подрисовываем ушки и глазки - портрет готов!

А вот беда - не выходило у меня никогда с такой легкостью. Всегда получалась помесь собаки с мышью, лишь отдаленно лошадь напоминающая. Вот и пришлось сесть и "с нуля" изобрести свой собственный способ рисовать лошадиную голову. Да еще при этом постараться, чтобы он получался таким, чтобы его можно было бы использовать и при моделировании. Потому как портрет в три четверти - это хорошо, но его "к делу не пришьешь". Нам для начала нужно определить параметры объекта: длину, ширину и так далее...

Перво-наперво, чтобы была у нас какая-то точка от которой мы будем рисовать, я рисую линию произвольной длины и (вовсе не обязательно, просто так для красоты) под произвольным углом наклона. И далее разбиваю ее на четыре равные части. То есть уже не точка получается, а целая ось.

И ко второму отрезку подрисовывается квадрат. Это самый первый шаг. Квадрат желательно, чтобы получился квадратным.

Затем сторону квадрата разбиваю на три равные части и провожу еще три линии параллельно "оси". Две в одну сторону, а еще одну - в другую - в сторону носа и на конце у нее рисую этакую перекладинку, мол - стоп, приехали! Дальше морда кончается. Смотрим дальше. От углов квадрата откладываю еще пару отрезков: от угла, который ближе к носу, длинной в 1/3 стороны квадрата, а от второго угла - 2/3 и отмечаю эти места зарубками: и в том направлении тоже морды больше нет.

Последний, четвертый отрезок, расположенный на оси также делю на три. А на линии, расположенной под ним откладываю еще одну треть. И там тоже - стоп - это затылок.

Под конец пунктирной линией я продолжил нижнюю сторону квадрата в направлении затылка и в середине третьей четверти отложил вниз еще одну длину квадрата.

Объяснения сложные, дебильные и непонятные. Надеюсь, просто сравнивая рисунки вы поймете, куда, где и чего надо будет добавить.

Практика показывает, что при некотором повторении запоминается вся эта разметка просто, а на каком-то этапе уже и отпадает необходимость ее делать. Просто рисуешь квадрат на оси - а дальше уже все становится как бы само собой разумеющимся.

И заканчивается вся эта геометрия тем, что начинаем соединять все в контур головы. Я обычно всегда начинаю рисовать от носа. Итак от перекладины носового стоппера вверх - дуга. А вниз - угол, который вторым своим концом указывает на уголок квадрата. Далее соединяем косой линией ход нижней челюсти. Затем идут "щеки". Заметьте, что контур это - не круглый. Сначала идет одна дуга до нижней точки, а затем, на подъеме кривизна дуги уже другая. И направлена она ко второй трети последнего отрезка.

Затем, немного скашиваем затылок, как показано на рисунке - до самой задней точки головы, а внизу подрисовываем еще добавочку. Так выглядит стандартная заготовка из которой дальше можно построить любую голову (эту заяву я уже проверил лично). То есть голову с любым профилем и любой "тяжести".

Далее остается этой заготовке придать какие-то лошадиные формы. Начинаю я снова с носа.

Тут объяснений будет немного. Заметьте, что линия рта идет примерно по линии нижней стороны квадрата. Точнее, начинается чуть выше, а заканчивается таким уголком книзу. Условную форму ноздри проще всего рисовать как цифру 6, если рисовать правую сторону головы, ну, а если левую, то ...даже и не знаю, как сказать (вообще-то так пишут еврейскую букву П).

Далее можно, добавить чуть-чуть возвышение на лбу, а затем отрисовать линию скулового отростка верхней челюсти.

Тут добавлен глаз и надбровная дуга.

И последний рисунок в этой серии: уши, нос, шея.

Ниже уха нарисована точка. Она как бы к делу не относится - там слуховой проход расположен, то бишь в него лошадь слышит.

Я даже и не знаю, не лишними ли были все эти объяснения, по-моему на рисунках все понятно, я специально не стал их уснащать лишними линиями для красоты или всякими там тенями, а оставил лишь голую функциональность. Вот такую голову опять же, можно использовать в качестве заготовки, когда лепишь лошадиную голову.

Профиль нарисовался. Позже я нарисую поприличней и покажу рисунки профилей для разных голов лошадей, которые строятся на основе все той же стандартной заготовки.

А теперь задача - взглянуть на голову лошади сверху. Тоже в таком же схематическом плане, для того, чтобы определить ее размеры вширь.

Очень удобно пробовать рисовать вид сверху в первые разы тогда, когда у вас рядом есть готовый рисунок профиля. Опять же за единицу измерения взят тот же самый квадрат, то есть того же самого размера. Стало быть для начала я и изобразил вот такую лестницу со ступеньками. Третья ступенька, как видите, шире других - там будет самое широкое место головы.

Здесь, как видите, я разделил квадрат снова на три части. И на самой широкой ступеньке отложил в стороны еще по одной трети стороны квадрата, отметив ширину головы.

От самых широких точек головы я нарисовал небольшие черточки в сторону затылка, а затем достроил такой, условно говроря, "ромб". В самом нижнем квадрате я отметил ширину ноздрей двумя рисками. Как видите, они немного меньше ширины квадрата.

Далее нарисовал примерные контуры головы.

Тут разметил плоскости в которых лежат ноздри и глаза.

А дальше начинаю прорисовывать контуры головы более тщательно и опять же, стараясь не рисовать лишних линий.

Сначала был нос и верхняя губа. Заметьте, что губа спереди имеет такую маленькую выемку, прямо как у человека под носом, только не такую глубокую.

Прорисовываю внешние контуры головы. Заметьте, что внутренние уголки глаз лежат на одной линии с концом скулового отростка. Дальнейшая линия хода верхенй челюсти не прямая, а чуть изогнутая.

Вот тут полностью закончил обрисовывать схему, причем развел тут море грязи, рисуя новые линии и при этом для наглядность оставляя прежние. Так что закончив, я все же взялся за резинку, стер все и нарисовал по новой, чтобы не так гнусно все выглядело.

Теперь, что касается ширины головы лошади. В принципе, только в одном месте я наткнулся на указание, касающееся ширины лба, это как раз есть в той статье "О лошади", что размещена у нас на сайте. В остальной литературе используется порою выражение "широкий лоб", чтобы подчеркнуть особенности головы породы или выразительность той или иной лошади. Немало бумаги я извел, чтобы опытным путем добраться до истины: как должна все же выглядеть ширина лошадиной головы и пришел к выводу, что 1 2/3 квадрата - это и будет самая нормальная ширина. Если пытаться еще больше ее увеличивать, например доводить до 1 3/4, то на мой взгляд, начинает получаться что-то типа Буцефала (что, очевидно, тоже в природе встречаться может, но выглядит уже как-то не по-человечески).

Чтобы завершить этот этап, мне надо соединить туловище с головой. Как это делается и какой длины должна быть шея?

Считается, что наиболее идеальной длиной шеи лошади будет та, которая составляет треть общей длины животного. Немного тяжеловесная для понимания формулировка, вычитанная в каком-то умном источнике, но все же попробуем понять, что это значит. Стало быть, шея составляет одну треть. Остальная длина туловища составляет две трети. Если мы разделим пополам длину уже нарисованного туловища, мы получим как раз искомую длину, то есть треть общей длины. Как меряют длину шеи? Ну конечно же от холки и до затылочного выступа, который, будучи костью, удается легко прощупать. С другой стороны это уже выяснено опытным путем, если точно такую же треть отложить от конца шейного отдела позвоночника и до того места, где он соединяется с черепом, то получится точно то же расстояние.

Вот и берем циркуль, делим уже нарисованную длину тулова пополам, далее от холки рисуем дугу. Вторую такую же дугу рисуем от позвоночника (помните, он высовывается на высоте шестой точки?).

Две дуги пересекаются - это и будет затылочный выступ.

Далее нам остается пририсовать голову лошади: начертить линию, разбить ее на четыре части, пририсовать квадрат и так далее. Но до этого надо определить какова все же будет длина этой линии. Тут учебники дают нам несколько вполне нормальных ориентиров, какова должна быть длина головы лошади по отношению к разным частям туловища. Называется и длина от холки до шейного выреза, берется и высота грудной клетки, есть еще куча всяких других измерений. Надо сказать, что все они - верные и в то же время все они довольно приблизительные. И это хорошо, потому как каждый может запросто выбрать для себя то, которое ему больше всего нравится. Мне почему-то нравится сравнивать длину головы с длиной ноги от земли почти до конца пяточной кости. Конечно, для каких-нибудь пони с тяжелой головой, короткими пястями и плюснами эта единица измерений не будет верной. Но для моей "идеальной лошади" (не от слова "Идеал", а от слова "идея") оно в самый раз.

Измеряю, подрисовываю голову.

Далее, для наглядности я еще нарисовал S-образной линией ход шейной части позвоночника. Толстая черная точка в основании черепа - это место, где позвоночник соединяется с головой.

Ну и опять же, чтобы сделать картину более целостной, я нарисовал контуры шеи и уха. На этом можно сказать, что самый первый шаг благополучно сделан. В результате мы получили еще не рисунок лошади, не портрет, но достаточно точную схему для того, чтобы продолжать дальше работать над рисованием лошади. На мой взгляд, это достижение, пусть и не великое, но зато функциональное, поскольку его можно применить в процессе изготовления моделей лошадей.

Pисуется вертикльная линия, делится на восемь отрезков и далее снова размещаю на ней знакомые нам точки суставов.

Запястный, как видим, находится на второй точке, изображаю овалом. Правда, на сей раз я в этот овал внес небольшую коррективу: если высоту овала разделить на три, то получится, что две трети сустава будут лежать над второй линией, а одна треть - под ней. В первом отрезке небольшой кружок обозначает сезамовидные косточки. Выше, строго под четвертой линией находится локтевой сустав. При виде сбоку я обозначал его кружочком, а вот при виде спереди он широкий, поэтому на его месте я рисую овал. Заметьте также, что он ориентирован не по центру оси, а ко внешней стороне, то есть лежит сбоку от осевой линии.

Выше него располагается плечевой сустав. Он также находится чуть кнаружи от осевой линии. Кружочком обозначен сам сустав - место соединения плечевой кости с лопаткой, а еще более кнаруже и чуть ниже него - вертелы плечевой кости. Я посчитал необходимым их обозначить по той причине, что, глядя не лошаль мы никогда не видим самого плечевого сустава, но видим небольшой выступ, который и образован этими вертелами плечевой кости.

Вторая часть этой схемы - подрисовываем ось второй ноги и точно так же зеркально симметрично подрисовываем основные точки для нее. Всегда возникает вопрос: как далеко друг от друга находятся оси двух ног, то есть насколько широко расставлены передние ноги? Ширина постановки ног - штука вариабельная и зависит прежде всего от ширины плеч лошади: чем конь мощнее, тем шире его плечи. На этом рисунке я расставил их на ширину 1 1/8 квадрата.

После того, как я схематически показал суставы, можно немного понаводить красоту, восстановив контур передних ног и груди. Все, что поднимается вверх до зяпястья - просно и в пояснениях не нуждается. А от запястья вверх контур можно обрисовать несколькими плавными кривыми линиями.

небольшой комментарий по поводу той части, котрую яобвел овалом в области плечевого сустава. Как видите, над плечелопаточным суставом появился откуда-то еще один маленький кружок. Он принадлежит одному из выступов лопатки и на следующем рисунке я указал на него стрелочкой.

Вся вместе эта обведенная область является самым широким местом плеч. Её порой нелохо можно разглядеть на самой лошади. Также иногда удается и разглядеть область этого выступа.

А далее несколько набросков схем для того, чтобы продемонстрировать ширину плеч.

Надо еще раз сказать, что ширина плеч может быть разной и тут вам самим придется выбрать, насколько широкоплечей должна быть ваша лошадь. По замечаниям лучших коневодов страны, 1 1/4 - это самое то, хотя мне почему-то кажется, что для какой-нибудь изящной лошади их можно расставить и на 1 1/8 то есть чуть-чуть уже. Однако, расстановка в одну единицу уже дает вид довольно узкогрудой лошади, что, хоть и элегантно донельзя, но все же нехорошо. Опять же, стоит обратить внимание на угол, образованный лучевой костью и костями пясти. Анатомически эти две части имеют небольшой угол. Но практически, если на общем контуре он заметен, то это нехорошо, поскольку создает впечатление кривоногости (пример такого угла видим на левой из схем). На двух соседних я постарался изобразить ноги так, чтобы не нарушая общей анатомической правды, изобразить эти ноги как можно более прямыми - так оно будет лучше и правильнее.

Теперь переходим к следующему вопросу: как будут выглядеть задние ноги лошади, если смотреть на нее сзади? Воспользуемся тем же приемом: нарисуем вертикальную линию, разобъем ее на 8 отрезков и первым делом отметим на ней те точки, положение которых нам совершенно понятно: сезамовидных костей, скакового сустава, тазобедренного.

На высоте 6 точки проведем горизонтальную линию и отложим от оси в сторону длину в 3/4 стороны квадрата. От этой точки наискось вверх обозначим ход маклока.

Затем от крайней боковой точки маклока проведем линию к скаковому суставу. На пересечении этой линии с линией на высоте 4-й точки определим местоположение коленного сустава: ниже линии будетсам сустав, а выше нее надколенник.

На этом мы схематически обозначили все важные для нас точки левой задней ноги. Теперь следует подрисовать вторую ногу. При этом следует иметь в виду, что копыта задних ног стоят уже, чем передних. На своем рисунке я взял ширину между осями, равную длине одного отрезка. В принципе эта ширина может быть от 3/4 до 1 длины отрезка. Шире не надо, иначе лошадь получится с толстой задницей, как у коровы.

Затем показываю, как постепенно восстанавливаю контуры задних ног:

На этом определена и геометрия вида спереди и сзади. Некоторая тренировка позволит вам рисовать то же самое, не проводя слишком много дополнительных линий, а довольно быстро сразу определять места суставов. Это важно для того, чтобы перейти от вычерчивания к собственно рисованию, поэтому желательно некоторое время уделить на повторение этой схемы для того, чтобы научиться ее воспроизводить без всяких дополнительных линий, которых придется потом стирать резинкой.

Долго ли, коротко ли, а свел я на одном листе все виды. Вот только шею не стал рисовать на виде спереди да сверху. Ничего, пока походит такой. А как разберусь с шеей, то и её обязательно пририсую.

я покажу какие-то наброски на тему рисования грудной клетки. Чтобы понять, как она устроена в целом я начинаю с устройства скелета грудной клетки. И опять же, чтобы не путаться в изобилии ребер, хрящей и прочего первой задачей будет понять только основной дизайн всей этой конструкции.

Начинается все с того, что я рисую трубу, которая изображает тела позвонков. Заодно рисую загогулину грудины и точкой внизу отмечаю место, где заканчивается грудина.

Тут я закончил рисовать профиль грудины. Для того, чтобы показать правильную кривизну, угловой квадрат разбит на диагонали и от их пересечения, т.е. от центра квадрата я отмечаю половину расстояния на соответствующей диагонали. Все эти словесные объяснения - сложная штука, но думаю, на рисунке достаточно хорошо видна нужная точка.

Затем рисую нижний контур грудной клетки.

Дорисовываю ход первого ребра и замыкаю дугу последнего ребра с телами позвонков. Заметьте, что ребра прикрепляются к верхеней части тел позвонков, таким образом сама "труба" будет проходить внутри грудной полости.

Тут небольшие нужные добавки: я подрисовываю к грудине шиловидный отросток и на грудине линию мест прикрепления реберных хрящей.

Теперь идет очередь спинальных отростков позвонков. Вместе он7и составляют вот такой фигурный гребень. Только отросток первого грудного позвонка торчит отдельно от других.

Это - практически все, что стоит сказать об общей конструкции грудной клетки привиде сбоку.

Перехожу к виду ее спереди.

Начинаю с того, что рисую тела позвонков и грудину. На втором рисунке я дополнил вид несколькими кривыми. при этом только самая узкая из них соответствует ходу первой пары ребер все остальные - показывают общий контур.

Вид сверху и вид снизу. Тоже оказалось не слишком сложно.

Все эти рисунки я предпочел сделать сначала, чтобы более точно представить себе, как выглядит грудная клетка с тем, чтобы дальше попробовать нарисовать ее же уже в разных проекциях.

Сегодня я буду рисовать грудную клетку снова и на этот раз оснащу ее ребрами и зрящами. Вдобавок, все это дело постараюсь сделать во "фрихэнде", то бишь без применения линеек, циркулей, отверток и прочего плотницкого инструмента. Поначалу я рисую карандашом, а затем обрисовываю шариковой ручкой и стираю карандашные крокозябры.

На этом рисунке - все то, что я уже рассказывал вчера - основной контур грудной клетки, по-быстренькому набросанный. Действительно, если уже имеешь представление о том, какой формы и размера должна быть какая часть, то все получается достаточно быстро.

Тут я потихоньку начинаю отмечать, кое-какие ребра. Итак, всего у лошади 18 пар ребер. Счет ребер идет спереди-назад. Наклон ребер постепенно меняется от первого к последующим. Четвертое ребро, если смотреть на лошадь сбоку стоит почти вертикально. Его я набросал на рисунке. А идет онотоже очень удачно - там гле расположена вертикальная линия между первым и вторым квадратом, поэтому найти для него место несложно. Далее я отметил место соединения с хрящем 8-го ребра. Оно удачно совпадает с границей между вторым и третьим квадратами и по вертикали как бы проецируется на кончик шиловидного отростка.

Далее, чтобы разместить все ребра, будет удобнее сначала разметить ход спинальных отростков, которые вместе образуют такой гребень.

Ребер у лошади 18, стало быть и позвонков, к которым они крепятся тоже 18. Каждый спинальный отросток представляет собой вырост каждого отдельного позвонка. Стало быть их тоже будет 18. Первый стоит сам по себе этаким шипом. Далее, самое высокое место гребня образуется двумя отростками - 4 и 5 позвонков. Отмечаю это самое место, делю его пополам и соединяю спинальный отросток 4-го позвонка с головкой 4-го ребра. Рядом можно пририсовать контур пятого отростка. Самый короткий отросток у 15-го позвонка, при этом он еще стоит вертикально. Те отростки, которые находятся кпереди от него будут скошены назад, а те, которые за ним, 16-18-й будут слегка скошены кпереди. На рисунке вы видите отдеьно отмеченный 15-й отросток. Восемнадцатый тоже отметить не трудно. Так получается, что ребра крепятся между позвонками, то есть 18-е ребро крепится между 17-м и 18-м позвонком, поэтому спинальные отростки будут расположены чуть-чуть кзади от головки ребра (головка - это сустав в месте прикрепления ребра к позвонку).

Далее довольно просто определить место и для 10-го отростка. Он проходит по границе между вторым и четвертым квадратами.

После этого остается разделить оставшиеся участки гребня. Теперь, когда мы видим, как идет отросток 8-го позвонка, можно подрисовать и головку 8-го ребра и восстановить его контур. На границе между 3 и 4-м квадратами - межреберное пространство между 12-м и 13 ребром, которые тоже можно уже отметить.

Дальше остается равномерно распределить недостающие ребра между уже нарисованными (получается несложно, потому как в каждый промежуток приходится вписать по три или четыре ребра).

Как видите, ребра не образуют полную дугу, далее по пути к грудине от них идут хрящи. Таким образом вся конструкция грудной клетки получает подвижность - гибкий хрящ с одной стороны и сустав с другой.

Насчет хода хрящей нужно помнить, что только первые восемь ребер своими хрящами соединяются с грудиной каждый своим хрящем. Хрящи ребер с 9 по 18 соединяются между собой по два, по три, потом потепенно все вместе прикрепляются к хрящу 8-го ребра.

Вот примерно так все это выглядит.

Для того, чтобы не усложнять рисунок деталями, я не стал пририсовывать к каждому позвонку еще небольшие поперечные отростки и всякие выступы на самих ребрах. Все же нам лошадей не лечить, а только рисовать ридется, поэтому лишнее можно опустить.

Угол наклона ребер нам все же иногда может пригодиться, когда мы рисуем или лепим лошадь, если хотим показать сами ребра или для того, чтобы можно было ориентироваться с прикреплением к ним мышц спины или живота.

***

обсудить на форуме