Альбом: Сарацинский воин 12 века
Масштаб: 75мм
Материал: quickWood, tamiya epoxy putty
Сарацины - латинизированная транскрипция названия одного из арабских племен, с которыми пришлось иметь дело франкам. Вообще племен у арабов очень много, но именно этому названию повезло: оно вначале стало обозначать арабов Ближнего востока, а вскоре стало и общим наименованием для всех мусульман, с котрымии отправилось воевать войско франков. Вообще же говоря, племенная структура арабских народов довольно сложна, она сохраняется и до наших дней и порой с первого взгляда понять разницу между аюбидамии или аббассидами или современными хашимитами и друзами довольно сложно.
Эта фигурка сделана на основе иллюстрациии Кристы Хук из книги Saraceen Faris. Изображает она арабского всадника 12 века. Почему наш всадниик без коня? Наверное потому, что и древнеримские всадники оставались всадниками даже в термах. Всадник (или фарис) - обозначало прежде всего его социальный статус, нечто сопоставимое со званием европейского рыцаря.
В целом реконструкция представляет собой архетип, то есть просто собрание различных более-менее достоверных артефактов в одной реконструкции. Сарацинские источники не изобилуют ни качественным иллюстративным материалом, ни богатой коллекцией атрефактов 12 века. Поэтому реконструкция в некоторой степени достаточно условна. Интересными деталями этой реконструкции на мой взгляд является италийский шлем по форме точно такой же, как известный "фригийский колпак" крестоносцев, правда, немного украшенный чеканкой у вершины. Естесственно, торговля с южной Европой существовала, в том числе и предметами амуниции. На шлеме накручен типичный для всех слоев сарацинского воинства тюрбан. Здесь уместно будет упомянуть, что и франкии, в свою очередь очень быстро позаимствовали идею оборачивания шлема тканью для защиты его (точнее головы его владельца) от перегревания. Так в европе постепенно появились и вошли в моду разнообразные шлейфы, хвосты, и прочие покрывала на рыцарский шлем
Меч прямой. Да, да. Именно прямой меч, а не "кривая сарацинская сабля". В основном именно прямые мечи являются находками от раннеисламского периода (7 век) и они еще очень долго не выходят из активного употребления - века до 13-го, как минимум. А знаменитая "кривая сабля" появляется веке в десятом и происхождением она из турецких земель. Ее куда чаще можно встретить на вооружении мамелюков. Гарда этого меча более массивная, чем у мечей европейских, кроме своего прямого значения она часто богато украшалась чеканкой и золотом. Так же богато украшались пояс и ножны - в основном металлическими накладными пластинками.
Кольчуга воина, изображенная в реконструкции Кристы Хук представляет собой какой-то очень тонкого плетения хауберг с изящными завязками у горла. Я не совсем уверен, что на самом деле так он и выглядел, тем не менее мне понравилась, какой стильный "восточный" вид она придала обычной кольчуге.
В этой работе мне очень понравилось наблюдать момент взаимного проникновения культур - европейской и восточной и то, каким образом заимствнованные детали обретают новый вид. К сожалению эта тема в научной литературе раскрыта недостаточно, хотя, наверняка, нашлось бы немало примеров такого рода.