Долгий путь в Иерусалим
Скульптор: |
DrLutz |
Покраска: |
Александр Хохряков |
Масштаб: 54мм
Материал: белый металл, quickWood
Покраска: эмали Hambrol
Время создания: 2004
Долгий путь в Иерусалим
Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается. Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.
Первые крестоносцы. Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.
1-й крестовый поход (1096–1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев.
Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню – копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу...
Моя Иерусалимская эпопея
В августе 2004 года, на сайте PlanetFigure, я обратил внимание на обалденную миниатюру: франкский воин по дороге к Иерусалиму. Миниатюра привлекла, даже скорее, приковала внимание своей правдивостью: словно наяву я видел уставшего, измученного жаждой и долгим переходом немолодого воина-крестоносца. И каково было мое удивление когда я увидел, что автором миниатюры был всеми нами любимый и уважаемый Доктор. Я недолго боролся с искушением и вскоре написал Доктору письмо полное комплиментов с предложением покрасить миниатюру. Доктор ответил почти сразу, а через некоторое время я стал счастливым обладателем миниатюры.
Когда я рассмотрел миниатюру, я понял насколько я избаловался и разнежился, живя в Монреальской волости. Фигурка и близко не стояла по качеству литья и проработки деталей к миниатюрам Латорре, Пегасо и даже Андрея. Выполненная грубовато, в домашних условиях, в «замыленными» деталями, она не соответствовала западным стандартам. Но как только я отстранился от детального рассмотрения и отошел на несколько шагов, я понял почему она мне понравилась. Большинство коммерческих миниатюр изображают более-менее исторически правдивую фигурку из определенного временного периода. И все. А тут фигурка рассказывала историю, она несла в себе подтекст, создавала атмосферу. И я принялся за покраску...
Сразу скажу, что фигура перекрашивалась три (!!!) раза. Вначале, я хотел поставить ее на простую круглую подставку, но ко мне пришел приятель-моделист и принес овальную подставку, которую он приготовил для своей мини-диорамы. Случайно ему на глаза попался мой франк и ... подставка осталась у меня, уж больно она подходила к персонажу. Не буду утомлять вас деталями, но после критического осмотра почти готовой миниатюры. Мне не понравились цвета, и она подверглась перекраске, а чуть позже полной смывке. (Маленькая хитрость : очень хорошо смывать Хамброл средством для чистки духовок, воняет ужастно, но работает великолепно).
На фотографиях фигура показана в различной степени готовности. Как видите дело подходит к концу. Я решил заново изготовить шит: слепил его из Милипата, придал форму напильником. Затем раскатал тонко-тонко кусочек Милипата и наложил сверху на щит, придав ему вид порванной кожи. Изначально к копью был приделан флажок и Милипата, но мне он показался черезчур толстым. Впоследствие, он был заменен на флажок из жести. Как я уже говорил выше, миниатюра еще не закончена, предстоить подкрасит пару-тройку деталей, может быть добавить несколько второстепенных деталей, например, вьюки на коня.
Резюмируя, хотелось бы сказать, что фигурка не лишена недостатков, но ее достоинства с лихвой перекрывают все недочеты. Во всяком случае, я получил удовольствие от покраски, а принимая во внимание. К слову - это моя первая конная фигура. Авторская работа DrLutz'а (подробности о миниатюре читаем тут) http://www.chen-la.com/gallery/drlutz002/album.html