Офицер Швейцарских алебардистов 15 век
Скульптор: |
Ю.Пятков |
Покраска: |
Аноним |
Масштаб: 54мм
Материал: белый металл
Покраска: акрил GW
Время создания: январь 2006
В связи с новогодними праздниками, красил недолго, примерно 2 вечера и 1 день. С покраской красной революционной рубахи кажется чуть переборщил, выглядит красиво, но немного неестественно, складки получились слишком объемными (глубокими). Указующий перст на модели – коротковат, за счет покраски попробовал перевести куцость пальца в его кривизну (что принимая во внимание профессию и чин нашего героя, вполне могло случиться).
Историческая справка. Перевод с английского одной из глав книги "Исскуство войны" историка 19 века Чарльза Омана (Oman C. "The art of war ", N.Y., 1953).
"Швейцарцев 14 и 15 веков вполне резонно сравнивали с римлянами времен первой Республики. И в швейцарце, и в римлянине мы видим самый горячий патриотизм, смешанный с жаждой справедливости, но также и некоторую подлость и мелочность взглядов, что не позволяет нам назвать эти нации истинно великими. В обоих случаях отвага и благородное самопожертвование соседствовали с ужасной свирепостью и циничным презрением, а так же достойным сожаления неуважением к правам других. У обоих народов гордость, порожденная успешной борьбой за независимость, вылилась в долгие войны с целью наживы и захвата. Ни в одной другой сфере мы не находим большего сходства в истории двух народов, чем в причинах их успеха в войнах. Рим и Швейцария - примеры того, как хорошая военная организация и продуманная система национальной тактики становятся отличными базами для завоеваний. Нация, которая обладает такими преимуществами, не нуждается в неразрывной цепи великих полководцев. Посредственных руководителей было достаточно для того, чтобы управлять великим механизмом войны, который работал почти автоматически и редко был не в состоянии добиться успеха. Избираемые консулы Рима или избираемые или выдвигаемые капитаны Конфедерации никогда не привели бы своих солдат к победе без системы, которую опыт предшественников довел до совершенства. Гибкость и мощь легиона и маневренность и сокрушительный удар швейцарской колонны приводили к победе без каких-либо экстраординарных усилий и талантов управляющих ими полководцев.
Прототипом боевого построения, используемого конфедератами, была македонская фаланга. На поле боя они всегда выстраивались формацией значительной глубины. Национальным оружием в дни их наивысшей военной славы была пика, ясеневое древко восемнадцати футов в длину со стальным наконечником, добавлявшим к длине оружия еще фут. Пику держали двумя руками на уровне плеча, слегка опустив наконечник для нанесения удара сверху вниз. Перед строем были пики не только первого ряда, но и второго, третьего и четвертого, что образовывало непроницаемую стену сверкающих наконечников. Бойцы в дальних шеренгах держали свои пики поднятыми вверх, ожидая, когда придет их очередь выйти вперед и заменить павшего в передних рядах. Поднятые вверх, пики делали колонну похожей на оживший лес. Над фалангой реяли многочисленные флаги - вымпелы районов, городов и гильдий, знамена кантонов, иногда - великий штандарт Древнегерманской Лиги (Ancient League of High Germany), белый крест на красном поле.
Пика была не единственным оружием конфедератов. В ранние дни своей независимости, когда Конфедерация состояла из трех или четырех кантонов, любимым оружием была алебарда, и даже в 16 веке значительная часть солдат отдавала ей предпочтение. Восьми футов в длину, с массивным наконечником, заканчивающимся острием, и лезвием наподобие тесака с острым крюком на обратной его стороне, алебарда была самым смертоносным и самым мощным оружием. Направляемая сильными руками альпийских пастухов, она могла разрубать шлемы, щиты и кольчуги словно бумагу. Вид ужасных ран, которые она наносила, мог устрашить самого стойкого врага; тому, кто единожды ощутил на себе ее удар, не нужно было второго. Именно алебарда уложила Леопольда Габсбурга поперек его брошенного знамени при Земпахе (1386) и повергла Карла Бургундского - с головой, разрубленной от макушки до зубов - в холодную грязь Нанси (1477).
В боевом построении Конфедерации алебардистам отводилось особое место. Они находились в центре колонны, вокруг главного знамени, которое было под их защитой. Если противнику удавалось проникнуть в брешь между пикинерами, алебардисты должны были пройти через расступившиеся передние ряды и броситься в схватку. Им помогали солдаты с моргенштернами, двуручными мечами и люцернскими молотами - то есть тем оружием, которое было наиболее опасно в ближнем бою. Крайне редко противник - пеший или конный - мог устоять перед финальной атакой, когда разъяренные швейцарцы бросались вперед, молотя направо и налево, подрубая ноги коням и разрубая доспех и плоть одним яростным ударом.
Тем не менее при отражении кавалерийских атак алебарда из-за своей длины была намного менее полезна, чем пика. Поражение при Арбедо в 1422 г., где швейцарцы, среди которых большинство было вооружено алебардами, были разбиты миланскими жандармами, стало последней каплей, после которой значение алебарды было пересмотрено. Алебардисты были убраны из первых рядов и вступали в битву, когда она уже была в разгаре.