Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Текущее время: Чт июн 20, 2019 2:49 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Как я лью.
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 11:03 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт авг 25, 2005 10:58 am
Сообщения: 70
Откуда: СПб
Хотелось бы быть полезным почтенным аборигенам форума и его посетителям.

Я занимаюсь скульптурой, формовкой, литьем и сборкой в небольшой частной мастерской. Гордо именуюсь "начальником производства" (у меня есть даже один починенный!) Так что могу поделиться некоторыми знаниями в области "металловедения", в основном почерпнутыми из собственного опыта. Буду рад, если моя информация окажется кому-нибудь полезна.

Во-первых, что касается сплава Розе.
Сплав Розе в соотношении один к одному с ПОС-40 (припой оловянно-свинцовый, 40% олова) - отличный литейный материал. По-моему, лучшего и не нужно. Деталировка прекрасная, поверхность ровная, матовая, температура плавления позволяет лить в пентэластовые и виксинтовые формы без опасения их сжечь. Прочность тонких деталей - на уровне, а иногда и выше, чем у серийных итальянских, испанских и английских фигур, изготовленных из так называемого "white metal", с которыми мне доводилось сталкиваться.
Розе - вообще наш "лучший друг". Льем - Розе, паяем - опять Розе. Если его не перегревать, он не дает никакой объемной усадки в виде раковин в теле отливки, как ошибочно полагают некоторые уважаемые форумчане (читал в одном из постов). Раковины, кстати, дает излишек олова в расплаве. Излишком я считаю пропорцию более 50-55%. Поэтому не понимаю, каким образом кто-то льет фигуры из ПОС-61 - у меня всегда при его использовании появлялись чудовищных размеров раковины. К тому же ПОС-61 дает отвратительную крупнозернистую поверхность. Хотя, допускаю, что возможно я что-нибудь делал не так, как те, кто его использует.

Далее, что касается покупки металла. Я живу в Санкт-Петербурге, здесь у нас есть замечательный рынок "Юнона" на ул. Маршала Казакова. Там по выходным - огромная барахолка, на которой можно купить (а я и покупаю) почти все, что необходимо в нашем деле - от стоматологических инструментов и надфилей до припоев любых марок.
ПОС-40, к примеру, продается в прутках, расфасованных в пачки по 10 кг, но можно купить на вес и меньшее кол-во. Цена его колеблется от 130 до 180 рублей за килограмм в зависимости от продавца.
Розе стоит значительно дороже - в пределах 300-450 р./кг. Говорят, производители недавно подняли цены на Розе, хотя я, пока что, легко нахожу его по 300, а совсем недавно купил 7,5 кг по 250 рублей!

Думаю, подобные рынки существуют во всех крупных городах России, по крайней мере, точно знаю, что есть такой в Москве. Вот насчет зарубежья - не уверен...

Технология изготовления сплава и литья из него достаточно просты. Нужно только помнить несколько основных моментов. Остальное придет с опытом и экспериментированием.
Описываемй сплав обладает высокой текучестью и длительным застыванием, поэтому позволяет лить в домашних условиях в статичную форму и не требует никаких установок вакуумного или (не приведи господь) центробежного литья.

Итак.
1) Отмеряем равное количество обоих компонентов на весах.
2) Сначала кладем в тигель ПОС-40, полностью расплавляем его, а потом добавляем Розе. ПОС-40 имеет температуру плавления 235 градусов, а Розе - около 97. Если расплавить сначала Розе, то чтобы потом расплавить ПОС-40 его, как Вы понимаете, все равно придется нагревать до 235, а это приведет к выгоранию компонентов Розе. Может быть, не фатальному, но все-таки.
3) После смешивания компонентов снимаем шлаки (окислы), плавающие на поверхности обыкновенной ложкой. При этом советую защитить руку рабочей руковицей из льняной ткани.
4) Общая температура расплава перед заливкой в формы должна быть такой, чтобы поверхность (уже предварительно очищенная) покрылась сиреневато-золотистой пленкой, но не в коем случае не черной, а тем более - с выпадением шлаков. Не допускайте перегрева! Он ведет к нарушению свойств расплава и технологии в целом.
5) Заливаем металл в предварительно подогретую и стянутую жгутом или струбциной форму. Форму греть необходимо, так как при заливке в холодную форму металл резко охлаждается и качество отливки падает до недопустимого. Я разогреваю форму просто заливая в нее металл пару раз "вхолостую", а затем - перехожу к продуктивной фазе. Некоторые советуют греть формы в духовке. Я этот способ не применяю из-за того, что так легко перегреть, а следовательно - повредить материал формы.
Остывает металл в разогретой форме несколько минут. Поэтому не спешите ее открывать - дайте литнику полностью застыть.

И еще пара моментов:

Безопасность в нашем деле недорого стоит и высоко ценится. Лейте на столе с импровизированными бортами, а лучше - на металлическом подносе или противне из духовки. Защищайте руки, ноги и область живота от ожогов. Для удержания тигля, ковшика или чайника с горячим металлом исползуйте льняную прихватку или свернутое в несколько раз льняное полотенце. Хлопок хорошо горит и не подходит для этой цели.
Кроме того, если пол у Вас на кухне (или там, где Вы будете лить) покрыт линолеумом или паркетом - его тоже будет разумно защитить старыми (а можно и свежими) газетами.

Для качественного литья лучше каждый раз перед заливкой обрабатывать "рабочую" поверхность формы щетинной кистью, "смоченной" в графитовом порошке (натирается на терочке или мелкой шкурке из грифеля простого карандаша твердости М - 2М). После обработки не забудьте удалить излишки графита из формы - вытряхните и хорошо ее продуйте, чтобы графит не забился в мелкие углубления.
Графит снижает повышает смачиваемость формы, и четкость отливки становится предельной для этой техники литья.

Не стоит перетягивать жгут, а тем более струбцину во избежание деформации гибкой части формы (а следовательно - будущей отливки) и, не дай бог, разрушения гипсового оклада. Достаточно поэкспериментировать немного, и вы найдете оптимальное усилие. Главное, чтобы расплавленный металл не протек наружу. Если такое все-таки произошло - у Вас должно быть все готово к подобному эксцессу (см. двумя абзацами выше.)

Теперь - немного математики. Килограмм приготовленного из 50% Розе и 50% ПОС-40 сплава имеет себестоимость около 10 долларов. Разумеется, я ориентируюсь по "рыночным", а не магазинным ценам, где цена даже того же ПОС-40 может доходить до восьми (!) долларов за кило. Владельцы "паяльных" магазинов частенько бессовестно пользуются тотальной неосведомленностью потребителя в вопросах истинной стоимости припоев и "впаривают" несчастным покупателям относительно дешевый товар втридорога.
Итак, 10 долларов. Если считать средним вес фигурки около 100 грамм, получается, что себестоимость металла на каждого солдатика - около доллара. Я считаю, практически любой коллекционер-"самоделкин" может позволить себе прекрасного качества отливку по такой низкой цене.

В заключение хочу еще раз отметить важность эсперимента в любом деле. Не полагайтесь полностью на чужие советы - они не всегда оказываются на сто процентов правильными. Однако, пренебрегать чужим опытом тоже не стоит. Он может сэкономить энное количество времени, сил и мотивации для дальнейших собственных изысканий.

С уважением, Gefreiter.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 11:10 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб мар 27, 2004 11:46 am
Сообщения: 2885
Откуда: Kassel. Deutschland
Приветствую у нас! Заходите почаще!
За информацию спасибо .Очень интерестно и полезно.

_________________
"-When you have to shoot, shoot, don't talk." Tuco.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 11:14 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 04, 2004 7:47 am
Сообщения: 2632
Откуда: г. Москва
Привет Gefreiter.
Спасибо за рассказ основанный на собственном опыте.
А что льёте? Своё или ?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 11:39 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс апр 11, 2004 9:33 am
Сообщения: 4925
Откуда: Иерусалим, Израиль
Большое спасибо новому брату! Очень было интересно почитать и сравнить с собственным опытом.
Вопрос. Ты пишешь: "...или (не приведи господь) центробежного литья". Это фигура речи, вопрос техники безопасности или просто упомянутый тобой рецепт сплава не любит центробежного литья. Или просто того, что есть достаточно для хороших результатов?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 1:03 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс мар 20, 2005 8:03 am
Сообщения: 923
Откуда: г.Иваново
Вот! Появился один хороший профессионал и поделился собственным опытом. Сплав весьма положительный, но проблема в том, что на барахолке есть практически все припои от чистого олова до чистого свинца. А сплав Розе есть только в магазинах, а там цены соответственно...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 1:32 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 22, 2004 8:33 am
Сообщения: 102
Откуда: Россия, Зеленоград
Спасибо хорошая инфа.....
А нельзя ли также подобно и про формовку рассказать...
смысле про то как вы формуете......

_________________
мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь........


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 1:35 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт авг 25, 2005 10:58 am
Сообщения: 70
Откуда: СПб
Лью то, что прикажет партия (фирма то есть) и, с очень недавнего времени - свое.

Про центробежное литье выразился для выразительности, ибо это - наболевший вопрос. Когда я начинал (а начинал я с оловянно-свицового лома неизвестного состава, который приобретал у скупщика цветмета) вопрос проливаемости стоял острейше. Я, как наверное и многие на этом форуме, пытался соорудить что-то типа центробежной машины из подручных материалов, пробовал и так, и сяк, обжигался (в прямом и переносном смысле) бог знает сколько раз, пока не пришел к естественному выводу, что центробежное литье - развлечение для фирм типа Pegaso Models и Andrea Miniatures. А мне оно в ближайшие годы не светит. И еще факт - отечественный лидер металлической миниатюры - "Русский Витязь" до сих пор льет дедовским способом - на кухоньке. И весьма неплохо льет, надо сказать.

Вот я и подумал, видимо все-таки дело в составе сплава, а не в отсутствии центробежной машины (а точнее - многих тыщ баксов на ее покупку.)
Состав, конечно, получил опытным путем. На эту тему мало кто чего знает. А кто знает что-то реальное - молчит. Цеховые тайны, блин. Хотя, если напрячь мозг, понятно, что надо двигаться в сторону снижения температуры и повышения текучести.

А насчет "терпимости" моей рецептуры к разным способам литья - не знаю, т. к. настоящую центробежку не пробовал. Даже вживую ее не видел - только на фотках. Но, полагаю, должно все литься хорошо в любом случае. Текучесть, температура плавления, длительный период кристаллизации - все один к одному...
Качество, если сравнивать с западными порождениями центробежных монстров, вполне на уровне. По крайней мере, оплывчатости и "выпадения" сильно выступающих частей нет. Чем отличаются итальянцы и испанцы - у них немного плотнее повехность и детали чуууть-чуть резче (ну, совсем чуть-чуть.) Но это связано, думаю, с тем, что процесс кристаллизации проходит под постоянным давлением, поэтому усадка (а ведь она всегда есть, в данном случае - мизерная, но если смотреть под сильной лупой видна слабенькая, но все-таки пористость) идет в сторону литника.
Ведь промежуточное состояние между "ликвидусом" (жидким состоянием) и "солидусом" (твердым) напоминает губку с водой, то есть, еще жидкий металл соседствует с уже выпавшими кристаллами. И если есть "запас" жидкого металла в литнике и канал для его поступления к фигуре, усадку можно и нужно направлять. Например, давлением, создаваемым в центрифуге.

Розе есть на барахолке, я только там его и покупаю. Поспрашивайте, не стесняйтесь. Наверняка найдете.

Про формовку напишу, если есть желание узнать, хотя ничего особенного не делаю. Без особых секретов.


ЗЫ Кстати, нарыл в своем трактате очепятку. В последнем предложении 4-го с конца обзаца следует читать: "Графит ПОВЫШАЕТ смачиваемость формы..." и т. д.
Пардон.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 2:54 pm 

Зарегистрирован: Сб июл 03, 2004 9:41 pm
Сообщения: 244
Откуда: Москва
Спасибо, коллега за подробный рассказ,хочу кое- что добавить для собратьев.Поскольку технология и материал, описываемый выше братом Gefreiterом совпадает с моим, то это будет не поправка а дополнение. Я все-таки пользуюсь самодельной центрифугой, так как лью мелкие фигурки, и если для кого-то недолив кокого-либо кармашка не смертелен, то для 72-го это-недолив руки или головы.Центрифуга, правда-одно название, когда я ее раскручиваю, то всегда смеюсь, вспоминая сравнение данное Доктором с пращей Давида.По сути это пластковое ведерко с крышкой, к ручке которого привязана веревка.Поскольку, как сказал предыдущий оратор, сей сплав остывает долго, я успеваю залить металл в форму,затем форму вместе со стубциной установить на дне ведерка, закрыть плотно крышку, а дальше- побереги-и-ись, :D Оборотов 10-15, и ставлю на место, кок правило, так и не застывшую форму.Результат я сравнивал-старания не напрасны.Из навыков "кручения" важно научиться плавно стартовать и тормозить. Закрывать крышкой тоже обязательно иначе кухня будет украшана в стиле Хеви металл.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Чт авг 25, 2005 6:53 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт авг 25, 2005 10:58 am
Сообщения: 70
Откуда: СПб
Разумеется, это дело каждого, каким способом лить. Я не отрицаю, что, возможно, от подобных вращений результат улучшается. Я слышал даже, что когда-то таким способом лили ювелирные украшения из золота(!) Наверное, кто-то и по сей день им пользуется в ювелирке. А ведь золото - это вам не олово с Розе, температура ого-го какая! И ничего, вроде не убиваются...

Замечу только, что все возможные мелочи (не говоря уже о кармашках, упомянутых Алексом) проливаются моим способом и без всякого вращения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Пт авг 26, 2005 4:51 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс мар 20, 2005 8:03 am
Сообщения: 923
Откуда: г.Иваново
Спасибо за информацию!
Есть еще один способ литья: целиком фигурку не всегда отливают,- слишком сложная получается форма. Один мой знакомый делает так: туловище- 40 припой, руки, оружие - с добавлением сплава Розе, а шпагу с эфесом - из чистого сплава, иначе не проливается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Пн авг 29, 2005 11:18 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс апр 10, 2005 12:44 pm
Сообщения: 24
Откуда: г. Орёл, РФ
Gefreiter писал(а):
Про формовку напишу, если есть желание узнать, хотя ничего особенного не делаю. Без особых секретов.

Очень, ну просто очень сильно хочется узнать. Так, что не сочтите за труд. Кстати, в воскресенье повторяли программу по НТВ "Военное дело" (после первого показа я решил заняться этим увлекательным хобби), так вот там показывали - чел утопляет фигурку в пластилине с одной стороны (? я так понял), а с верху заливает какой-то ерундой вроде резины. В общем, слишком просто у него все это получилось.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Вт авг 30, 2005 4:27 am 
Ночной дозор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт июл 30, 2004 2:11 pm
Сообщения: 1800
Откуда: Старые Мостики
Спасибо, Gefreiter!
А как на тему того, что бы все это оформить в статью да вывесить в соответствующем разделе?
А там, глядишь, и статья по формовке подойдет...:О)
А?:О)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Вт авг 30, 2005 6:28 pm 

Зарегистрирован: Вт авг 30, 2005 7:28 am
Сообщения: 248
Откуда: Серпухов
Всем привет.Хочу немного добавить.Необязательно строгать карандаши для получения графитового порошка.В свое время на заводе где работал мой приятель в литейном цехе набрал поллитровую банку графита, по моему должно хватить на всю оставшуюся жизнь.РОЗе должен быть на заводах выпускаших электронику,многие успешно развалились,но на складах могло остаться,если уже не пристроили,но в этом варианте нужно заводить знакомства со снабженцами.Еще вариант-в свое время просто набрал в инете "сплав Розе" и набрел на фирму,в которой купил 10 кг по приемлемой цене.Правда сечас фирма гигнулась по классификации небезызвестного Безенчука.

_________________
Боб


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Ср авг 31, 2005 4:56 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс мар 20, 2005 8:03 am
Сообщения: 923
Откуда: г.Иваново
В наних краях говорят "гикнулась", но это не важно.
Завалий в книге "Искусство диорамы" писал,- лучше всего отливать из "белого металла" - припой-60%, Розе-40-%. Какой припой не написал. Кстати, там же написано,- вполне подходит типографский сплав - гарт или гартбель. С ним согласится можно, но гарт многим не понравится.
Я из него отливал: достоинства: легче отливаются мелкие и тонкие
детали.
недостатки: немного расплывается поверхность,- пуговицы, пряжки, карманы и т.д.
сплав хрупкий - ломаются мелкие
детали,- несчастный австриец, упав
со стола, сломал обе ноги.
Экология еще хуже, чем припои.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
 Сообщение  Добавлено: Ср авг 31, 2005 7:36 am 

Зарегистрирован: Вт авг 30, 2005 7:28 am
Сообщения: 248
Откуда: Серпухов
Вообще,кажется,правильно типографский сплав называется грат,но это не суть важно-главное,что лично мне он категорически не нравится по вышеперечисленным причинам,пара кг. валяется без дела.

_________________
Боб


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron