chen-la.com http://www.chen-la.com/forum/ |
|
Лепка головы и работа над портретом http://www.chen-la.com/forum/viewtopic.php?f=14&t=1816 |
Страница 3 из 8 |
Автор: | DrLutz [ Сб дек 16, 2006 3:58 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
Урок пятый. Нос. Начнем потихоньку разбираться с носиками-курносиками. На первый взгляд о носах то и писать нечего: пупка себе и пупка в центре лица. Состоит из поребрика, шарика на конце и двух добавок в качестве ноздрей. Ну и конечно, дырки. В которые ковырять. С другой стороны, наблюдая окружающую природу в виде носов сограждан мы рискуем оказаться перед перспективой никогда не закончить наш рассказ - оттого, что носы у всех разные. Можно сказать, индивидуального пользования. И рассказ о каждом типе носов займет уйму времени и места. Мы же пойдем по совершенно практическому пути - наша задача - научиться изображать нос, а потом от общего попробовать перейти к частностям. Способ составления носа из поребрика, шарика и двух добавочек мы рассматривать не будем. Я считаю его не очень удобным. Хотя бы потому, что изображая нос на очень маленькой модели, нам придется оперировать совершенно микроскопическими дозами материала, постепенно добавляя одну микродозу к другой и пытаясь составить из них что-то целостное. Напротив, при работе над носом я выбираю способ иной: взять более крупный кусок материала и "отсечь от него все лишнее". При этом способе мы постоянно будем сохранять контроль над общим видом того носа, которых хотим получить, что имеет особенное значение в том случае, если нас интересует портретное сходство нашей модели с прототипом. Для того, чтобы представить себе, как это делается, нам стоит обратиться к книге Эндрю Люмиса "Drawing Heads And Hands". На странице 33 мы находим plate 9 Basic and secondary planes of the head - основные и вторичные плоскости головы человека. В нем и скрывается тайна нашего подхода к лепке носа. Для начала мы создаем некую фигуру (я не знаю как ее точно называть: призмой ли или пирамидой?) в которую наш нос полностью вписывается. Итак, мы видим на ней несколько плоскостей: вытянутая четырехугольная - спинка носа, треугольные по бокам от спинки, на нижней части носа три плоскости: одна соответствует перегородке и две - плоскости в которых расположены ноздри. Все это - первичные или основные плоскости. Снова смотрим на идею, описанную у Люмиса и начинаем "отрабатывать" на носу вторичные плоскости - дополнительные поверхности, которые и приведут нас к тому виду носа, который нам требуется. Только в отличие от карандашного рисунка мы не будем в точности повторять вторичные плоскости, а будем сразу переходить к требуемым нам формам: плавным, округлым - таким как нам надо, но для того, чтобы не "потерять что-то в процессе" стоит просто внимательно изучить схему и помнить где и какие вторичные плоскости носа должны быть. В результате у нас должно получиться что-то такое: |
Автор: | DrLutz [ Сб дек 16, 2006 4:49 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
После такого драматического вступления, надеюсь, принцип оказался понятен. Теперь можно переходить к частностям. Частности заключаются в деталях: размерах кончика носа, его соотношении с другими деталями: крыльями носа, формой и величиной спинки, формой перегородки и т.д. И главное: формой нашей изначальной конструкции - пирамиды ли призмы, из которой мы будем ваять этот самый нос. Никакой внятной классификации носов по форме, размерам, загибу клюшки и т.д. мне так найти и не удалось. Наверное разве какой милицейский фоторобот в этом поможет. Но все же довольно полезной в этом отношении является книга Джека Хамма (Jack Hamm - Drawing The Head And Figure). В ней он представляет и главное - описывает различия между разными формами носов, показывает отличия женского носа от мужского и вообще дает пытливому уму немало полезной информации для первоначального ознакомления. Мне показалось, после прочтения материалов Джека Хамма, что в виду безобразного многообразия форм носа, нет смысла сидеть и месяц за месяцем лепить новые и новые носы различных конструкций, но будет достаточно, если скульптор сам научится описывать нос словами, каждую деталь выражая каким-то понятным определением. Например кончик носа может быть большой, округлый, клиновидный, загнутый вниз, раздвоенный, тяжелый, маленький, точечный. Крылья носа тоже можно как-то описать: крупные, маленькие, вытянутые, угловатые, сплюснуты и так далее. То же и о носовой перегородке: свисающая, угловатая, плоская, закругленная. Плоскость ноздрей можно охарактреизовать их углом и размером самих ноздрей. Ну и спинка носа: вогнутая, прямая, выгнутая, изломанная и так далее. Такая способность описать увиденный нос поможет вам правлильно воспроизвести эти характеристики на модели. Я же просто повторил несколько первопопавшихся носов, описанных у Джека Хамма. Главным образом там речь идет о разнообразии кончиков носов. Кое-где я в уголке снабдил модель небольшой дополнительной моделькой основных плоскостей носа, от которых я и начинал работу над каждым из носиков. Этот нос можно охарактеризовать как "заостренный кончик, плоская перегородка, относительно ровная плоскость ноздрей" Тут - клиновидная форма кончика носа. Курносый нос. Нос с приподнятыми крыльями - выставляющий ноздри на всеобщее обозрение. Ноздри наклонены кпереди-книзу. После нескольких таких попыток воспроизведения носов по книжке, я уже перешел к вольным упражнениям на свободжную тему. Главное - весь ход работы начинался с пирамиды и определения основных плоскостей. Нос после травмы хрящей - весьма достойный нос для воина. Что-то подобное, если кто помнит, было у славного капитана сборной СССР по хоккеею Бориса Михайлова . Еще какой-то неизвестный нос. Все это уже делается для отработки техники лепки. Чисто упраженния в стиле упал-отжался. Устала правая - работаем левой. Находим в Сети фотки знаменитых чернокожих деятелей, и лепим, лепим.... Для одного из этих носов позировал Эдди Мерфи, для еще одного - Кофи Аннан. Вот такие африканские носы |
Автор: | DrLutz [ Сб дек 16, 2006 11:40 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
Продолжаем нашу тему. Как я уже многократно сказал, что вся работа начинается с выстраивания пирамиды (позвольте мне, малограмотному называть ее пирамидой), которая описывает нос нашей модели. При этом, повторю, ежели кто еще не понял секрета, у каждого человека с его индивидуальными размерами и формой носа такая пирамида будет разной. Теперь перейдем непосредственно к делу. Я демонстрирую модель довольно крупную, вся высота этого носа от кончика до преносицы примерно дюйм. Такая крупная модель требует больше времени на работу, но для тренировки я предлагаю вам, тем кто пожелает повторить эти опыты, делать это все на крупных моделях, чтобы нос этот был не меньше сантиметра-двух в высоту. А потом уже будет совсем нетрудно перейти и к нашим мелкоскопическим модельным масштабам. При этом вне зависимости от размеров вашей фигурки весь подход к работе над носом останется совершенно без изменений. Вот заготовлена пирамида для довольно абстрактного носа. После первой дюжины тренировочных носов я уже стал немного филонить, не особо заморачиваясь точностью и гладкостью граней и ребер пирамиды. На первых порах и на маленьких моделях этого надо избегать: лучше выстроить гладкую, ровную и красивую пирамиду, чем переделывать снова и снова кое-как слепленную. На этом снимке вы видите - определены плоскости в которых лежат ноздри и оперделена плоскость перегородки. Подготовительный этап закончен. Теперь намечаем дополнительные линии: ширина спинки носа и высоту крыльев. Заметьте, что ширина спинки носа у разных людей может быть разной, обычно она тоньше у женщин. Нос с тонкой спинкой производит какое-то впечатление изящного благородства. Кроме того, ширина спинки носа не одинакова на всей его протяженности. У многих людей имеется заметное утолщение в месте, где костная часть переходит в хрящевую. Вот и на снимке, если приглядитесь, линии, определяющие ширину спинки носа идут такой своеобразной "елочкой", в самом широком месте, стало быть, начинается хрящевая часть носа. Теперь мы приступаем к собственно лепке. На такой крупной модели всю работу можно проделать пальцами, на маленьких - стеками или шейперами. Надо аккуратно, сохраняя симметрию конструкции "согнать" избыток материала с боков носа в сторону лица. Главное - не резать ничего скальпелем или другим острым инструментом. Все - мягко, с любовью. Перегоняем материал с одного места на другое. Получаем более тонкий нос. Чуть-чуть можно придать нужную форму кончкику носа, но по-настоящему им займемся позже. После того как мы полностью довольны тем, как "отработали" спинку носа, переходим к его кончику и придаем ему требуемую форму согласно нашему замыслу. Закончив с кончиком, начинаем заниматься крыльями носа. Скругляем заднюю часть крыльев, ту, которая прилежит к лицу. Во-вторых, намечаем еще одну плоскость по нижнему краю крыльев носа. Эту плоскость сейчас хорошо видно на снимке. В процессе работы стоит время от времени отвлекаться и проверять общий вид носа - его симметричность и общее соответствие задуманному. Здесь, как видите, проявилась несимметричность крыльев носа. Если во время не заметить, то нос рискует так и остаться кривым. Вот какой клюв получается! Закончив с верхними и боковыми поверхностями переходим на нижнюю сторону носа. Нам осталось изобразить ноздри и подправить носовую перегородку. Глубоко ноздри просверливать нет необходимости. Слишком глубоко внедряя инструмент в ноздрю мы рискуем деформировать внешние контуры крыльев носа. На такой крупной модели я пользовался петлей, чтобы выбрать небольшой объем материала из ноздри. Вот, практически и закончена работа над носом. Конечно, надо снова проверить его симметричность и аккуратненько загладить его. А в самом конце работы - убрать излишек материала, согнанный на лицо. При этом заметьте, что материал обрезается не у самых границ носа, а сеогнанный материал образует еще одну вторичную плоскость в месте плавного перехода носа в лицо. |
Автор: | DrLutz [ Вс дек 17, 2006 12:27 am ] |
Заголовок сообщения: | |
И последний на сегодня фокус - смертельный номер: приделываем нос к голове. Женщин и слабонервных просят отвернуться. Берем голову. Заметьте, это - новая голова, не из тех, что я демонстрировал вам прежде, а слепленная специально по случаю такого праздничного мероприятия и снабжена всеми полагающимися выпуклостями на черепе. Повторенье, как говорится - мать! На реальных моделях я обычно делаю нос - самой первой деталью, затем идет верхняя губа, затем все остальное, а выпуклости лба идут далеко позади. Но у каждого может выработаться свой привычный порядок работы над головой. Вдобавок, обычно, работая с эпоксидными патти, перед тем, как прилепить новый кусок материала, я обычно делаю глубокую вертикальную борозду на мете будущего носа для того, чтобы как-то увеличить площадь сцепляемых поверхностей. Из большой безобразного вида калабахи при помощи скальпеля и гладилки формирую уже понятную вам пирамиду со всеми первичными плоскостями. Это - единственный момент в работе над носом, когда я использую режущий инструмент. Дальше, наверное, нет смысла еще раз описывать весь процесс в подробностях. Здесь снят какой-то промежуточный этап. Оформлена спинка носа, видите, как рядом с носом на лице появились новые "наплывы" материала, согнанного туда с боков клювика модели. Здесь уже видно, как появились ноздри, а это происходит тогда, когда практически все формы нос уже приданы. Вдобавок, чуть не забыл сказать... Обратите внимание на рисунках из учебников, на переносицу. Самое узкое место - располагается ровно на той линии, где находятся глаза (а мы помним из самого первого урока, что это ровно середина головы). Ниже нее начинается сам нос, а вверх она уходит расширяясь и соединяется с надбровными дугами. Не должно быть так, что нос "врастает" в лоб, наползая на него. Нос должен уходить под надбровные дуги. Надбровные дуги у мужчин слегка нависают над переносицей. У женщин такое нависание выражено минимально, если вообще заметно. Перез завершением работы над носом надо аккуратно убрать излишки материала вокруг носа и можно считать работу над носом законченной. И напоследок еще один снимок - чем все это было сделано: один из моих любимых самодельных шейперов. В заключение урока я хочу обратить ваше внимание на то, что практически ни слова не было сказано о размерах, пропорциях , ширине-высоте носа. Носы по своим размерам могут очень широко варьировать, поэтому я не вижу смысла в том, чтобы устанавливать какие-либо строгие пропорциональные соотношения, какие мы часто видим в учебниках по рисованию, где утверждается, что ширина крыльев носа четко соответствует ширине между внутренними уголками глаз. Это не так. К примеру можно найти портрет того же Кофи Аннана. Даже у многих европейцев это правило не всегда соблюдается. В процессе подготовки к этому уроку мне приходилось видеть и такие носы, которые были уже указанной ширины. Главное - чтобы размеры носа вашей модели были сообразны персонажу. Если у вас остались еще какие-то вопросы и неясности, милости просим, задавайте. |
Автор: | DrLutz [ Ср дек 27, 2006 2:57 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
Начну с радостного, совершенно оффтопного известия: в Иерусалиме падает снег. Явление весьма редкое само по себе, а уж когда такое случается под Новый год, то и вообще - душевность неописуемая появляется от этого зрелища. С оффтопом покончено. Преходим к очередному уроку. Урок шестой. Глаза Для этого урока я, чтобы немного упростить себе жизнь, сделал небольшую принципиальную модель черепа со вставными глазами. Получилось вполне готично, хоть и немного на скорую руку. Но главное - суметь этот объект правильно применить по назначению. Для начала - два важных сведения. Глаз у нормального человека обычно - два. Иногда бывает меньше. Никогда не бывает больше (у нормального, конечно, человека). Второе сведение стоит просто запомнить: глаз человека по форме очень близок к шару с диаметром 24 мм. Знание размера глаза может оказаться вам полезным, если вы предпочитаете в качестве глаз вставлять заранее заготовленные шарики. Глаза на черепе располагаются в довольно просторной пещере под названием орбита. Кроме самого глаза в орбите находятся еще и глазодвигательные мышцы, и всякая прочая важная мелочевка, так что пещера эта набита до отказа и глаз не болтается там от стенки к стенке как фекалия в проруби. При первом взгляде на нескольких разных людей мы можем сказать, что у одного глаза выпученные, на выкате, у другого - спрятаны глубоко, а про третьего - ничего не сказать, потому как ничего особенного в том, как сидят его глаза нет: обычные такие глаза. Так вот если мы возьмем наш череп и вставим в него глаза так, как показано на снимке черепа в профиль, когда между надбровной дугой, выступающей частью глаза и скуловым выступом верхнечелюстной кости мы можем провести одну прямую линию - это и будут самые обычные, не выпученные и не глубоко посаженные глаза. Если затолкнем их поглубже - глазки у персонажа получатся маленькие и гнлубоко сидящие, а если глаз будет выступать вперед за линию между надбровной дугой и скуловым выступом - получатся глаза большие, выпуклые, "рачьи". Вся дальнейшая работа над глазом проста до невозможности: надо налепить верхнее веко: а затем и нижнее: Прилепив два кусочка материала, далее я загоняю его в щели между орбитой и глазом, чтобы веки повторяли округлость гланого яблока: Затем прорисовываю нужный мне разрез глаз и степень его открытия. Заодно более тщательно прорисовываю контур век: Оставшийся в избытке материал сгоняю вверх - на область бровей и вниз на скуловой выступ. Таким образом наш быстрый набросок глаза готов. Остается теперь более тщательно проработать все контуры и загладить все плоскости. Теперь посмотрим на еще несколько моментов: верхнее веко от внутреннего уголка глаза поднимается вверх более круто, достигает своей верхней точки (она отмечена красной точкой) и далее более полого спускается к внешнему углу глаза. Нижнее веко наоборот, от внутреннего угла к внешнему спускается полого, затем от своей нижней точкиполнимается вверх более круто. Проводя через центр глаза линию, соединяющую верхнюю и нижнюю точки век, эта линия будет расположена под углом примерно в 45 градусов. Если мы посмотрим на глаз сбоку, то увидим еще, что верхнее веко располагается более кпереди, чем нижнее: Как видите, один глаз слепить несложно. А вот когда мы начинаем делать второй глаз - то тут и начинаются самые заморочки: глаз то должны выглядеть одинаково и порой добиться этой симметрии непросто. Опять же, чем крупнее ваша модель, тем сложнее добиться симметрии Вот так вот: в начале и в конце. Полной симметрии достичь пожалуй что и невозможно, остается только уповать на то, что и в природе у людей глаза не абсолютно симметричны. Теперь несколько слов о форме и разрезе глаз. Вещь, как вы сами понимаете индивидуальная донельзя. Для простоты можем оценить высоту внешнего и внутреннего углов глаз: Здесь, как вы видите, внешние и внутренние уголки располагаются на одной линии. А здесь внешние уголки глаз лежат ниже внутренних: А тут - наоборот, выше: ...И снова на одной высоте: У каждого человека, независимо от пола, расы или возраста такое соотношение индивидуально. Вот еще один разрез глаз: миндалевидный. При нем внутренние уголки глаз я опустил чуть-чуть ниде, чем он располагался на предыдущих моделях. В самом начале своего пути нижнее веко идет горизонтально. Такой разрез глаз часто ассоциируестя с "восточными глазами": А следующий разрез глаз называется монголоидным. Его зарактреизует не только узкая щель между веками, но и нависающая кожная складочка с верхнего века к нижнему, именуемая эпикантусом. |
Автор: | DrLutz [ Ср дек 27, 2006 3:30 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
Теперь постепенно давайте двигаться дальше. А дальше я собираюсь продемонстрировать, чем будут отличаться женские глаза от мужских. Чтобы не было нам скучно, я снабжаю черп носом и кое-какой заготовкуой глаз, практически все, что мы уже прошли на предыдущих уроках. Чтобы не оставлять глаза просто выпуклыми шарами, я нарисовал как примерно выглядят закрытые глаза у спящего человека? верхнее веко немного перекрывает нижнее. Этот манекен сейчас имеет вид препарата лишенного кожи и подкожной жировой клетчатки, а также какой-то половой принадлежности. Невозможно сказать кто это: мужчина или женщина: Для того, чтобы придать ему какие-то определенные черты нам надо восстановить недостающее, а именно добавить немного материала на верхние веки, чтобы изобразить обьем, придаваемый подкожной клетчаткой. Я буду одну половину лица делать мужской, а вторую - женской. Итак, во впадину между глазом и надбровной дугой добавляется еще небольшая полоска материала и приглаживается. Приглаживая, я сгоняю материал, в женском случае - вверх, к бровям, а в мужском - по диагонали к наружному углу брови. Трудно это объяснить словами, тогда я на картинке покажу: Женское веко я приподнимаю, натягиваю от глаза к брови, а мужскую наоборот, делаю более нависающей, заодно можно чуть приспустить бровь. Качество снимков, правда, неважное, но думаю, позволяет уловить эту разницу между "мужским и женским началом". Ну и далее то же самое, но только уже приоткрыв глаза и постаравшись добиться как можно более одинакового разреза глаз. Таким образом получается, что мужские и женские глаза отличаются и отличие это заключается в более высоком расположении брови у женщин и более "натянутом" верхнем веке, а у мужчин бровь располагаем ниже и верхнее веко делаем более "тяжелым". Для молодых мужчин или юношей верхнее веко не будет обязательно нависать, но его высота будет все же немного меньше. На этом закончился заранее заготовленный материал этого урока, но разговор о глазах, думаю, еще далеко не исчерпан. Можно еще поговорить и о возрасте и о движении глаз и о мимике. Но пока что я думаю прерваться на некоторое, надеюсь, небольшое время, чтобы заняться "вольными упражнениями", используя уже тот материал, который нам известен: форма лица, форма головы, нос, глаза. Вот примерно в таком виде: Чего и вам желаю |
Автор: | stasis [ Чт дек 28, 2006 12:14 am ] |
Заголовок сообщения: | |
УВ Док Спасибо за занятия и тоже офф топ извените в Москве 28 Дек плюс 1 и снег не идет! |
Автор: | melkiades [ Пт дек 29, 2006 6:32 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
А может откроем параллельную тему и будем туда головы ставить? Вот у уважаемого DrLutz есть тема где задания на действия человека, на фигуру. Что мол тяжолое что-то несёт. Или потягивается со сна. А в друго теме сделать головы. Ну по заданию. А заданий можно множество сделать. Например xитрость, радость, черезмерная xудоба, складками заплывшее лицо. Сам я уже налепил множество голов из пластелина. А уроки ети распечатал в цвете и просматриваю часто. Спасибо! |
Автор: | Горобей [ Пт дек 29, 2006 9:19 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
"Лепка Эмоционального лица вместе" ? Я за! ПРосим Доктора быть лектором. |
Автор: | DrLutz [ Сб дек 30, 2006 12:30 am ] |
Заголовок сообщения: | |
Я пока что не очень за то, чтобы забегать куда-то вперед. Тише едешь - дальше будешь. Сначала надо как-то более обстоятельно освоиться с тем, как все это лицо устроено, потом попутно выяснить работу мимической мускулатуры, а уже потом - можно и, наверное нужно будет заниматься чем-то тематическим. Но к тому времени, я надеюсь, каждому и без меня будет понятно, каким образом получается та или иная рожа. |
Автор: | noodle [ Сб янв 06, 2007 7:25 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
Скажите, пожалуйста, многоуважаемый доктор, а планируете ли Вы посвятить немного времени объяснению и разъяснению массам (естественно с наглядными фотографиями) как лепить женское лицо? Проблема может и не сильно актуальная, но иногда очень нужная... У меня с этим очень большие проблемы: слепить какого-нибудь бугая с квадратной челюстью довольно просто, а вот хотя бы немного симпатичную девушку - увы... |
Автор: | DrLutz [ Сб янв 06, 2007 11:36 pm ] |
Заголовок сообщения: | |
На самом деле я ничего заранее не планирую. То есть планирую не далее следующего урока, а какой-то "программы занятий на семестр" у меня нет. Собственно в теме по возможности я пытаюсь каким-то образом указать на какие-то черты, более характреные девушкам или мужчинам или представителям разных рас. Хотя в философском смысле, для меня женское и мужское лицо почти ничем не отличаются, отдельными какими-то детальками, но в целом "комплектация" же остается неизменной? Поэтому, прошу особенно не рассчитывать, что будет специальный какой-то урок по чисто женскому лицу, а пытайтесь сами наблюдать и воспроизводить увиденное. Если у вас что-то не получается, то вполне нормально будет показать вашу работу здесь, а дальше мы вместе подумаем, посмотрим и попробуем исправить то, что не получается. |
Автор: | Vincha [ Вс янв 14, 2007 12:13 am ] |
Заголовок сообщения: | Очень интересно ... |
а дальше когда????? ) |
Автор: | DrLutz [ Вс янв 14, 2007 5:15 am ] |
Заголовок сообщения: | |
Vincha, продолжение, надеюсь, не заставит себя долго ждать. Просто были праздники, вот и я себе тоже устроил небольшие каникулы. На самом то деле просто отвлекся и начал заниматься немножко новым и не совсем обычным для себя проектом. Теперь каникулы подошли к концу и сейчас я начну готовить материалы к новому уроку. |
Автор: | Extrim [ Пн янв 15, 2007 4:33 am ] |
Заголовок сообщения: | |
Док, а если не секрет, можно пару слов про новый и не совсем обычный для вас проект? (Сорри за оффтоп)... |
Страница 3 из 8 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |