chen-la.com
http://www.chen-la.com/forum/

Лепка головы и работа над портретом
http://www.chen-la.com/forum/viewtopic.php?f=14&t=1816
Страница 2 из 8

Автор:  ChenLa [ Сб дек 09, 2006 8:57 pm ]
Заголовок сообщения: 

Док, мы должны свои фотки тоже выкладывать? Или это материал для самостоятельной домашней работы? Каков формат занятий?

Автор:  DrLutz [ Вс дек 10, 2006 12:39 pm ]
Заголовок сообщения: 

Фото, конечно выкладывать и можно и нужно.
Все, что я рассказываю в этой теме не имеет какой-то определенной формы. Это скорее просто размышлизмы о том или ином аспекте головоделания. Было бы очень несложно взять и нарисовать статью в стиле: сюда прилепляем желвачок, а сюда бульбочку, а здесь полосочку. Но это немного не тот метод, которым я привык пользоваться. Поэтому я просто катаю шарики и леплю из них головы по нескольку раз на день, чтобы самому понять, как это делается, а потом и другим популярно объяснить. Но рассчитываю я именно на то, что тот, кто занимается, точно так же будет прежде всего терпеливо экспериментировать с кусочком пластики, а не кинется с победным кличем "Ага! Тут лепим бульбочку, а тут желвачок, ура-ура, все сразу стало ясно!"- лепить шедевры на скорую руку.
Поэтому ежели у кого на поприще изучения и экспериментов появляются какие-то суждения, сомнения, вопросы или достижения - завсегда буду рад увидеть, поспорить, обдумать и возрадоваться. Так что шлите фотки и пишите письма. Все пойдет на пользу.

Автор:  DrLutz [ Пн дек 11, 2006 1:50 pm ]
Заголовок сообщения: 

Ох, ребяты, сколько же я для вас сегодня фотографий наделал! Глаза сломаете.
Начинаем третий урок.
Голова в целом, формы головы в фас и профиль
Чтобы мы могли предметнее поговорить о том месте, в которое укладываются наши мозги, придется для началаа продемонстрировать, как быстро и изящно сделать заготовку для нее.
Знаю, что для многих из вас я не открою ничего нового, но все же, начнем ab ovo, то бишь от яйца. Способ надежный, опробованный и провереный по нескольку раз на дню в процессе подготовки к этим урокам.
Для начаала - скатываем шар. Что может быть проще?

98486_HS31.jpg



Затем на этом шаре приплющиваем один уголок (вот Доктор дал! На шаре - уголок!) Таким образом мы обозначаем с одной стороны место лица, а с другой стороны - нижней челюсти.

98487_HS32.jpg



На той части, которую мы назначили ниженй челюстью ровно посередине отмечаем еще одну линию снова вдавливаем. Все делается только пальцами. Никакого инструмента тут применять не надо, равно как и отмерять что-то по линейке - не надо!

98488_HS33.jpg



Такми образом мы получили этакий проточереп - вид сбоку. Забавно, но он на самом деле напоминает по форме череп новорожденного: что-то такое с неразвитой лицевой частью и приплюснутым верхом.

98489_HS34.jpg



Следующим этапом нам предстоит приплюснутую черепную коробку снова вернуть к форме шара, заодно немного сузим и вытянем лицевую часть.
Возвращаем шарообразность затылку:

98490_HS35.jpg



Вид сбоку:

98491_HS36.jpg



Вид снизу: видна подковообразная заготовка нижней челюсти.

98492_HS37.jpg



А затем насаживаем нашу заготовку на палочку. Так работать легче: не придется каждый раз лапать модель руками, когда не надо. Теперь пришло веремя проверить правильность размеров заготовки, сверившись с рисунком в нужном масштабе. Идеально заготовка должна быть по всем размерам: вертикальному и передне-заднему чуть-чуть меньше того, что должен получиться впоследствии.
Что еще? Я обычно сразу же делаю небольшие вдавления орбит и в области рта.

98493_HS38.jpg


98494_HS39.jpg


98495_HS310.jpg


98496_HS311.jpg



На этом мы закончили изготовление заготовки головы. На все-про все требуется не более пяти минут. Тем, у кого на выполнение такой задачи требуется намного больше времени, настоятельно рекомендую постоянно иметь с собой небольшой кусочек пластики и тренироваться на нем в любое удобное время.

Автор:  DrLutz [ Пн дек 11, 2006 2:57 pm ]
Заголовок сообщения: 

Рассматривая учебники по рисованию гловы, вы увидите, что художники начинают с того, что рисуют шар, потом к нему что-то добавляют, потом что-то убавляют и так далее. Я, путем долгих экспериментов над собой пришел к выводу, что в скульптуре такой метод не совсем удобен и нам гораздо проще начинать с того, что от куска материала мы отрываем небольшой кусочек материала, нужного нам объема, а потом придаем этому объему нужную нам форму. Вот именно такая последовательность: объем, а затем переход к форме и составляют суть лепки.
Теперь будем использовать нашу заготовку, чтобы узнать новые тайны...

98497_HS312.jpg



Для начала обратим внимание на то, что мы уже поговорили изрядно о способах разделения головы по вертикали. Мы представляем, где будут находиться глаза, брови, губы, где будет находиться нос... А вот о ширине головы до сих пор не было сказано ни слова.
Обратимся к учебникам по рисованию. И найдем там, что ширину шоловы художники измеряют шириной глаз. Пять глах - ширина головы! Хорошо же им, художникам. Но у нас ведь нет никаких глаз, чтобы мы могли померить, а потом сравнить!
Так и не будем мучаться, а обратимся к науке под названием антропология. Впрочем, чтобы не хаять огульно всех художников, стоит отметить, что в пятой главе книги Берна Хогарта "Drawing The Human Head" вы найдете исчерпывающие и хорошо проиллюстрированные объяснения того, о чем мы сейчас будем говорить.
Чтобы не путать вас всякими мудреными названиями вроде головной индек, лицевой индекс, он же лицевой указатель, я скажу проще: существуют три формы головы:
брахицефалическая, она же "широкоголовый тип", когда ширина головы составляет примерно 4\5 её высоты. Глядя на такую голову мы отметим невысокий лоб, недлинный нос, более круглую или квадратную форму лица.

98500_HS315.jpg



Вот примерно так будет выглядеть брахицефалическая голова. Просто приплюснем лицо сверху и снизу и она сразу станет выглядеть шире.
Противоположностью ей является долихоцефалическая форма черепа - длинноголовая или узгоколовая. При ней отношение ширины и высоты ближе к 3\4. Лоб уже и выше, удлиненный нос, узкая и удлиненная челюсть - черты присущие таким головам.

98501_HS316.jpg


98502_HS317.jpg



То, что лежит между этими двумя крайностями именуется мезоцефалической формой черепа.
Вот, практически все, что нам необходимо знать в этой связи. Я не делаю здесь акцентирования на то, что те или иные формы черепа присущи в большей или меньшей степени тем или иным расам, народам или племенам. Во-первых, в каждой из рас мы можем встретить все три типа голов. Во-вторых, подробное описание такого соответствия могло бы занять очень много места и вряд ли очень сильно мы в нем заинтересованы. И в третьих, эти знания регулярно используются для различных расистских спекуляций, выясняя, какая таки форма головы - самая-самая. Это тем более не то, что нам требуется. Зато в руках каждого из вас теперь имеется один из интересных параметров для наблюдения за головами людей, вас окружающих.
Теперь, когда нам стало понятно, что ширина головы является показателем довольно вариабельным, обратимся к рассмотрению ее профиля. Начнем с того, что усвоим общее представление о том, что такое лицевой угол. Снова не стану описывать множество авторских методов измерения головы и кучу различных способов ее измерения. Просто и практично: мы рассматриваем угол, образующийся при пересечении горизонтальной линии, соединяющей соединение носа и верхней губы и мочку уха и вертикальной линии, падающей из области между бровями и тем же соединением носа и верхней губы.
Для наглядности вам привожу вот такую схемочку:

98509_HS324.jpg



Видим вертикальную и горизонтальную линии и угол их пересечения - прямой. Стало быть так и называется: прямой лицевой угол.
Немножко изменим форму профиля нашей заготовки. Для этого я наложил еще немного материала на область носа и рта. Получили косой лицевой угол

98505_HS320.jpg



Можно наложить еще больше материала и получить вообще какой-то диагональный лицевой угол:

98504_HS319.jpg



Вот, собственно и вся наука. Здесь вы уже и без моих подсказок заметите, что прямой лицевой угол больше напоминает лицо европейского человека, а диагональный чем-то ассоциируется то ли с индейцем, то ли с африканцем. Это более-менее общая черта, хотя, снова повторю, что такая черта - отнюдь не правило, поскольку имеет великое множество исключений.
Иногда, даже скажем, довольно редко, нам удастся увидеть и лицо с лицевым углом тупым, больше прямого. Такой тип можно порой увидеть у людей из юго-восточной азии, он встречается также на античных скульптурах (мне кажется, что на римских даже больше, чем на греческих). Вот примерно так это выглядит на моей модели:

98507_HS322.jpg


98508_HS323.jpg



На этом мы закончим наш третий урок. На следующем уроке мы тщательно обследуем форму и структуру нашего вместилица мозгов - черепной коробочки и пробежимся морщинами по лбу.
А пока, в качестве домашнего задания - смотрите и наблюдайте. Если кому попадутся под руку какие-нибудь интересные снимки голов - милости прошу выложить сюда с вашим же комментарием: мол форма черепа - такая-то-цефалическая, лицевой угол такой-то, форма лица - такая-то.

Автор:  Горобей [ Вт дек 12, 2006 9:04 am ]
Заголовок сообщения: 

Добавлю я сюда шаблончик.Думаю,тем кому тема интерестна ,не помешает.

Вложения:
Kopf.jpg


Автор:  DrLutz [ Ср дек 13, 2006 6:15 pm ]
Заголовок сообщения: 

Сегодня я сувствую себя немного простуженно, так что вряд ли буду излишне многословен. Сразу же перейдем к делу.
Урок четвертый. Черепная коробка
На предыдущем уроке мы закончили на том, что привели форму черепной коробочки нашей модели к виду шара.

98516_HS41.jpg



Но суровая правда жизни показывает, что наша черепушка отнюдь не имеет форму правильного шара. На ней есть и вдавления и всяческие костные выступы. Изучением этого мы и займемся сейчас.
Первым делом сделаем два симметричных височных вдавления. На боковой поверхности лобной кости, буде кому угодно рассмотреть рисунок черепа он обнаружит дугообразную линию, называемую верхней височной линией. Она выглядит как тонкий гребень, образующий четко заметный угол между лбом и виском. Примерно в том месте, которое я изобразил на модели.

98517_HS42.jpg



Отметили, теперь немного сдавим пальцами виски нашей модели, изображая плоскость висков. Можно не стесняться и даже изобразить в этом месте что-то вроде угла. Для учебных целей, разумеется. На живом человеке слишком выраженного угла делать не надо, хотя есть отдельные индивидуумы, на головах которых очень четко определяется ход этой самой верхней височной линии.

98518_HS43.jpg



Теперь для наглядности я схематиче6ски покажу из чего и как составлена наша коробочка. Черепная, разумеется.
Здесь мы видим лобную кость и следующую за ней кость теменную. Шов, который отделяет лобную кость от теменных называется венечным швом (sutura coronalis - лат.)

98520_HS45.jpg



Горизонтально расположенной дугой отмечена граница височной кости, но она нас пока интересует не слишком.
Теперь посмотрим на череп сзади-сверху-слева.

98522_HS47.jpg



Нашли лобную кость, увидели венечный шов, увидели две теменные кости. Они почему-то напоминают надкрылья майского жука. Пусть так и будет. Шов, который идет между теменными костями называется саггитальным или стреловидным швом
И еще один взгляд - сзади. Треугольником снизу пежду теменными костями вклинивается затылочная кость. Шов между ней и теменными костями называется лямбдовидным, поскольку напоминает греческую букву "лямбда"

98519_HS44.jpg



Ну и для полноты ощущения еще два вида, чтобы было удобнее ориентироваться в дальнейшем.

HS_48a.jpg



Теперь пришло время показать костные выступы, имеющиеся на человеческом черепе. Имейте в виду, что на приводимых снимках нас интересует их местоположение, а не размеры, которые я сделал довольно внушительными, так сказать, для наглядности и для простоты запоминания.
Вот они:

98524_HS49.jpg



Два лобных бугра по бокам и один посередине лба. Лобные бугры каждый с легкостью сможет нащупать у себя сам. Тот, который находится посередине нам нужен для того, чтобы лоб не был слишком покатым. Его расположение соответствует шву между двумя половинками лобной кости. У новорожденных лобная кость состоит из двух разрозненных костей, в более старшем возрасте они срастаются в одну.

98525_HS410.jpg



Теменные бугры (две штуки) и выступ, идущий по коронарному и саггитальному шву. На практике опять же легко обгнаружить у себя на голове теменные бугры. В местах швов на темени вы сможете нащупать у себя лишь легкие изменения рельефа между лобной и теменной костями.

98526_HS411.jpg



Сзади - два симметрично расположенных затылочных выступа, образующих заднюю затылочную линию. Она идет не строго горизонтально, а горизонтально расположенной дугой, выгнутой кверху. Маленькая пупочка между ними - наружное затылочное возвышение. Все эти затылочные надстройки обычно легко прощупать на своей собственной голове.
Теперь все это примазываем к модели головы и получаем довольно угловатую башку. Еще раз повторю, что здесь я не стремился соблюдать размеры всех костных выступов, но нарочно делал их довольно выпуклыми для удобства изучения и запоминания. У обычных же людей все эти выступы тоже есть, но у каждого их степень выраженности индивидуальна: у одного больше, у другого меньше.

HS_48b.jpg



Между тем сформировалось и задание для самостоятельной работы: 1) тщательно ощупать свою голову, сверяясь с материалами урока. Каждую новую находку сопровождать восторженными восклицаниями! Но не переусердствуйте, чтобы не пугать членов семьи.
2) Постарайтесь найти фотки симпатичных лысых голов в Сети. Юноши-призывники, готичные девушки с бритыми головами вполне подойдут. Если найдется что-то достойное созерцания и если вы сможете описать, какие костные выступы вы видите - обязательно размещайте их здесь с вашими комментариями.

Автор:  DrLutz [ Ср дек 13, 2006 6:42 pm ]
Заголовок сообщения: 

Но если кто думал, что это конец нашей истории на сегодня - он горько ошибается.
На закуску я оставил еще одну штуку - надбровные дуги.
Смотрим внимательно:

98532_HS418.jpg



Надбровные дуги, если извоите внимательно пощупать и рассмотреть сформированы не только костями черепа, но и мимическими мышцами и слоем жировой клетчатки. Ну и поверху, разумеется, кожа.
Мы видим две пары симметрично расположенных валиков. Почему две, а не одну динственную? Просто потому, что методически будет правильно их описывать как две. Медиальная пара, которая выглядит как буква V ключает в себя пучки мимических мышц, которые сдвигают брови. А латеральная пара валиков включает лобные мышцы, которые занимаются поднятием бровей.

neck13.jpg



Кроме того, если внимательно рассматривать лица, то можно порой увидеть, именно подобный ход выпуклостей в надбровной дуге. Разумеется, что он выражен далеко не у всех, будет виден не при любом движении бровей, но знать, как они там идут - все же лучше, чем не знать.
Разглаживаем и приглаживаем эти самые валики. В результате получилось вот что:

98533_HS419.jpg



Ну, а далее, раз уж у нас получился вполне нормальная модель лба, я немного поиграл с движениями, которые позволяют структуры, у нас имеющиеся.
Вот человек сдвинул брови:

98534_HS420.jpg



Вот - приподнял наружные уголки бровей (я сам так не смогу, но довольно часто видел, что люди могут поднимать то наружную, то внутреннюю часть бровей по отдельности, а то всю бровь вместе):

98535_HS421.jpg



Здесь поднял брови молодой человек. У него кожа эластична, образуется немного неглубоких морщин.

98536_HS422.jpg



А тут то же самое сделал человек, хм... как бы это сказать, памятуя, что это я изображал со своей натуры?... Ладно, скажем как есть: умудренный многолетним опытом поднимания бровей. Морщин у него больше, они глубже, четче очерченные.

98537_HS423.jpg



Не знаю, нужны ли эти материалы по мимике, а если да, то нужны ли они сейчас, или может их место будет где-то в самом конце наших занятий, но раз уж фотографии есть, то я не стал их припрятывать.

На этом наш четвертый урок мы можем считать оконченным.
Не стесняйтесь отыскивать и размещать в этой теме иллюстративный материал. Я имею в виду главным образом фотографии людей и ваши собственные пробы.
Что же касается шаблонов, то чем больше времени вы отратите на валяние голов, тем меньше и меньше вам понадобятся шаблоны. Разве только для сверки размера модели. Все остальное надо стремиться улавливать на глаз, безо всяких измерительных инструментов.

Для следующего урока я готовлю материал по носам. Думаю, что материала будет много, главным образом иллюстративного. Поэтому подготовка займет еще некоторое время. В любом случае придется налепить дюжины две носов, чтобы понять, как это делается.
Хотя может быть, в моих планах что-то изменится, если подготовка темы займет слишком много времени и мы поговорим о чем-нибудь другом....

Автор:  DrLutz [ Ср дек 13, 2006 11:07 pm ]
Заголовок сообщения: 

stock-photo-2429238-anger-management.jpg



Этот симпатяга зато красиво морщит брови. Здесь можно рассмотреть, как у него устроены надбровные дуги. Все как Доктор рассказал.

stock-photo-2506762-man-s-back.jpg



А это уже затылок. Выразительный такой. Виден даже ход саггитального шва между теменными костями. Подсвеченный бугор на уровне уха - это уже затылочная кость.

stock-photo-1795576-balding-montechegro.jpg



А это вообще - не хуже всяких там шаблонов. Тут вообще найти можно все: и верхнюю височную линию и лобные бугры и фронтальный шов, бывший, конечно, теперь там у него вон какая костка наросла и замечательно приподнятая часть по месту венечной выпуклости.

stock-photo-2343121-happy-mature-man.jpg



Еще один симпатяга с выдающимися лобными буграми

stock-photo-578354-baldness.jpg



А тут уже теменные бугры. Симпатичная вмятинка по месту макушки, встречается довольно часто. Далее узнается наружное затылочное возвышение и чуть ниже него и в стороны - затылочные костные выпуклости.

Автор:  DrLutz [ Чт дек 14, 2006 9:17 am ]
Заголовок сообщения: 

Дядюшка Шу постарался и прислал мне сегодня огромное письмо с красивыми женскими головушками. Из этой коллекции я покажу только несколько снимков. Будет полезно их сравнить с головами мужскими и сделать вывод, что женские головы выглядят более гладкими, чем мужские, но при этом все равно можно (зная где искать) определить те самые места костных выступов, о которых мы уже говорили.

girls.jpg



На этой голове прекрасной темнокожей незнакомки удается найти все перечисленные выступы (кроме затылочных, конечно). Попробуйте найти их самостоятельно. Это на самом деле не сложно. Если не получится, то свистите, я помогу.

Автор:  DrLutz [ Чт дек 14, 2006 10:53 am ]
Заголовок сообщения: 

Вот какая вещь удивительная оказывается: Доктор тут возится, книжки читает, фотки разыскивает, а оказывается, что все уже до него написано и разжевано!
Советский скульптор Лев Моисеевич Писаревский Глава первая. Анатомическая форма головы по фасу и профилю
Глава вторая. Возрастные изменения
Глава третья. Работа мимических мышц
Глава четвертая. Анатомическая структура деталей лица
Глава пятая. Движения головы и шеи
Глава шестая. Технический порядок и последовательный метод лепки головы
Обязательно читать! И не только читать, но выучить наизусть, как суворовскую "Науку побеждать": Глазормер, быстрота, натиск!
И стоит ли после этого Доктору в этой теме что-то продолжать?

Автор:  Горобей [ Чт дек 14, 2006 12:22 pm ]
Заголовок сообщения: 

Стоит!

Автор:  DrLutz [ Чт дек 14, 2006 12:34 pm ]
Заголовок сообщения: 

:lol: :lol:
Ты занл! Ты знал правильный ответ!
Так что, мальчики и девочки, я вас еще продолжу мучить, разжевывая и пережевывая гранит науки. Но уж после этого страну строгим, Тэлниек вам добрым дядюшкой Санта Клаусом покажется. Кстати, не такой он на самом деле и сердитый, этот наш Тэлниек, я его очень люблю. Жалко только, в последнее время его редко видно у нас.

Автор:  Дядюшка_Шу [ Чт дек 14, 2006 11:42 pm ]
Заголовок сообщения: 

Книгу это понятно, принимать по три раза в день натощак, и перед сном ударной дозой. Но это инструкция к мат. части. А как без сборки разборки матчасти. Как без строго сержанта. Не правильно упал отжался. :lol: на счет раз вспоминаем височные на счет два лобные :lol:

Автор:  ChenLa [ Пт дек 15, 2006 11:27 am ]
Заголовок сообщения: 

DrLutz писал(а):
И стоит ли после этого Доктору в этой теме что-то продолжать?


Обязательно стоит!!!

Автор:  madrid [ Пт дек 15, 2006 1:50 pm ]
Заголовок сообщения: 

Как с буграми хорошо.
Намного лучше у моих "французов" с головой станет.

Страница 2 из 8 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/