Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

Покраска фигурки лошади

Кавалерия… Сколько силы, мощи и своеобразного изящества в ней! Недаром этот род войск со временем приобрёл такое значение на полях битв. Порой именно количество конных полков решало исход сражения. Многие из тех, кто серьёзно увлекается коллекционированием военно-исторической миниатюры, стараются приобрести в свою коллекцию конные фигурки, которые по праву становятся её украшением. Но, к сожалению, трудности с их покраской (а приобретение готовой покрашенной миниатюры далеко не всем по карману) зачастую создают массу проблем. Чтобы хоть как-то помочь им, и появилась эта статья.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Начнём с того, что всё нижесказанное предназначается не для «продвинутых» художников-миниатюристов, а именно для тех, кто делает первые шаги в обучении этому нелёгкому, но такому увлекательному труду. Хотя, вполне возможно, что и опытный художник сможет найти здесь для себя что-то полезное.

Не являясь художником по образованию, я, разумеется, не знаю многих теоретических моментов, и профессионалы смогут это заметить. Но мой опыт и знания, полученные в результате постоянной многолетней практики, дали, в принципе, неплохой результат. Это видно по моим работам. Ниже я постараюсь описать те методы, которыми пользуюсь сам, и каким обучаю художников нашей студии.

Разумеется, ко всему, что будет описано, нужно относится не как к безоговорочной истине, а лишь как к рассказу о том, каким способом (одним из многих) можно добиться неплохих результатов в покраске фигурок лошадей.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Приступая к работе со скульптурой лошадей, любой художник, если конечно он решил серьёзно заняться этим, по моему мнению, просто обязан научиться хорошо разбираться в таком вопросе, как масти лошадей. Очень хорошо запастись несколькими номерами журналов, таких как «Конный мир» и «Золотой мустанг». Именно фотографии лошадей, а не их рисунки, как бы профессионально не были они сделаны, позволяют составить представление о реальном облике этих прекрасных животных.

Очень часто коллекционеры и художники, работающие с фигурками кавалеристов, сталкиваясь с описанием лошадей конкретного армейского подразделения, с трудом представляют себе, как эти лошади выглядели на самом деле. Подробное описание наиболее распространённых мастей лошадей поможет вам в этом разобраться.

  • Альбинос – (от лат. аlbus – белый) лошадь, кожа, волосы, роговица глаз и копытный рог которой лишены пигмента. Полные альбиносы встречаются крайне редко. Частичные альбиносы с белыми отметинами или пегой масти распространены довольно широко.
  • Бурая масть – тёмно-коричневая (от тёмно-каштановой до шоколадной и почти чёрной) равномерная окраска покровного волоса, гривы и хвоста. Бурую масть можно рассматривать как крайне тёмный вариант рыжей масти.
  • Буланая масть – желтовато-золотистая или песочная различных оттенков (от почти белой до светло-гнедой и блёкло-бурой) окраска волос на голове и корпусе. Грива, хвост и ноги ниже скакательных и запястных суставов чёрные. Иногда по хребту проходит тёмный «ремень».
  • Вороная масть – равномерная чёрная окраска волос лошади на голове, туловище, конечностях и хвосте. Иногда наблюдается побурение корпуса.
  • Гнедая масть – коричневая различных оттенков окраска волос корпуса и головы при чёрных ногах (ниже запястного и скакательного суставов), гриве и хвосте. Гнедая масть бывает тёмной, светлой, золотистой. Лошадь гнедой масти с белёсой шерстью на конце морды, в паху и на животе называются подласыми.
  • Игреневая масть – окраска туловища лошади от коричневой (близкой к гнедой) до шоколадной, грива и хвост при этом белые или дымчатые.
  • Караковая масть – чёрная окраска волос туловища, головы и ног с коричневыми посветлениями (подпалинами) на морде вокруг глаз и ноздрей, на животе, в паху и на ягодицах лошади. Чёлка, грива и хвост чёрные.
  • Каурая масть – рыже-саврасая саврасая масть, светло - рыжая окраска кроющих волос с посветлением на конце морды, вокруг глаз, под грудью и животом и потемнением на ногах лошади. Чёлка, грива и хвост, а также «ремень» красно-рыжие.
  • Мышастая масть – волосы на туловище лошади мышиного или пепельного цвета, на голове, нижних частях ног темнее, чёлка, грива и хвост, а также «ремень», пятна на лопатках и полосы на ногах тёмные.
  • Пегая масть – крупные белые пятна неправильной формы, неравномерно распределённые по туловищу, шее, голове на фоне основной (вороной, гнедой, рыжей, буланой) масти, ноги с копытами частично или полностью белые.
  • Рыжая масть – равномерная рыжая или коричневая окраска покровного волоса, гривы и хвоста лошади. Оттенки от близкого к абрикосовому (светло-рыжая) до каштанового (тёмно-рыжая), встречается также красивый золотистый оттенок. Грива и хвост либо того же цвета, что и туловище, либо несколько светлее, с примесью белёсых волос, либо темнее, но не чёрные. Ноги всегда того же цвета, что и туловище.
  • Саврасая масть – блёклая неравномерная коричневая, желтоватая или рыжая окраска волос туловища у лошади с посветлениями на конце морды, вокруг глаз и на животе. На спине «ремень», на лопатках тёмные пятна, ноги тёмные с зеброидностью. В гриве и хвосте бурые и светлые пряди. Рыже-саврасые лошади называются каурыми.
  • Серая масть – образуется смесью белых и тёмных волос. Серая масть – седеющая, сильно меняется с возрастом. При рождении лошадь серой масти имеет вороную, гнедую, рыжую или какую-либо другую масть, но уже через несколько месяцев на теле жеребёнка появляются белые волосы, которых становится всё больше. Масть молодой лошади – тёмно-серая (если основная прирождённая масть вороная или другая тёмная), красно-серая (если основная масть гнедая), полово-серая (если основная масть рыжая), но через несколько лет светлый, а затем белый тон становится преобладающим. Быстрее других частей тела светлеет голова, тёмный волос дольше всего сохраняется на крупе, запястных и скакательных суставах. Грива и хвост светлеют по-разному: иногда быстрее туловища, иногда, чаще у верховых лошадей, долго остаются тёмными. На туловище часто появляются «яблоки». В дальнейшем, при раннем поседении, уже годам к пяти, при позднем – к старости, лошадь становится совершенно белой (такая масть называется светло-серой). На светло-серой лошади может появиться «гречка».
  • Соловая масть – желтовато-песочная окраска кроющих волос на туловище, голове и ногах лошади. Чёлка, грива и хвост того же или более светлого тона.
  • Чалая масть – прирождённая примесь отдельных белых волос к волосам основного цвета на туловище (особенно на крупе) и в меньшей степени на голове и ногах у рыжих, гнедых, вороных лошадей (рыже-чалая, гнедо-чалая, вороно-чалая).
  • Чубарая масть – сложная пятнистая масть с большим числом вариантов. Фон чубарой масти – белый или какая-нибудь масть (вороная, гнедая, рыжая, буланая и т.п.), часто с примесью белых волос, с большим белым пятном на крупе (чепрачная). По этому фону разбросаны небольшие овальные пятна цвета упомянутой масти (чёрные, коричневые, рыжие), ориентированные по потокам шерсти. Кожа на открытых участках в розовых крапинках и пятнах, копытный рог частично не окрашенный. Иногда в литературе чубарую масть называют тигровой.: частые пятна могут сливаться в полосы. Если пятна мелкие, чубарая масть может называться крапчатой. Среди чубарых лошадей выделяют леопардовых (пятна на белом фоне), чепрачных, мраморных или форелевых (в мелких пятнах и с большой примесью белых волос на фоновой масти по всему телу лошади), «в инее» (примесь белых волос на фоновой масти лишь на крупе) и др.

КИСТИ, КРАСКА И Т.Д.

Итак, разобравшись немного с разнообразием мастей и разложив перед собой хорошие цветные фотографии лошадей, пришло время достать наш инструмент. И хотя я абсолютно уверен, что главный инструмент художника - это его руки и мастерство, всё же (за временным неимением последнего) уделим определённое внимание кисточкам и краске.

Каждый художник подбирает кисточки исходя из своих индивидуальных привычек. Нельзя однозначно утверждать, что кисти из меха белки заведомо хуже колонковых. Если для художника привычен какой то определённый тип кистей, то, скорее всего, именно он для него и будет лучшим. Лично меня, вполне устраивает обыкновенная «белка».

Готовясь начать покраску фигурки лошади (условимся, что даётся описание работы с миниатюрой 54 мм), нужно учесть, что по размеру она сильно отличается от фигурки человека. Поэтому если для покраски самого всадника максимальный размер кисточки будет «0», то при работе по покраске лошади уже требуются кисточки большего размера – «1» и «2».

При покупке кисточек обращайте внимание на однородность ворса. Ворсинки обязательно должны быть примерно одной толщины. Кроме этого, при намокании кончик кисточки должен иметь идеально ровные края без каких-либо торчащих волосков. Также неплохо, пока кисточка сухая, слегка потянуть за ворс. Если при этом отдельные ворсинки останутся у вас в руках, такая кисточка для работы не годиться.

Что касается красок…Поскольку в работе нашей студии мы в основном используем эмали «Revell», «Humbrol» или «Model Master», то работу именно с ними я и буду описывать. На вопрос «почему эти краски, а не другие?» отвечу следующее. Это самые распространённые зарубежные эмали, продающиеся в Москве, и имеющие при этом вполне приемлемую цену. Между красками этих трёх фирм я не вижу принципиальной разницы, и работаю теми из них, что в данный момент находятся под рукой, благо между собой смешиваются они совершенно нормально. Ещё один «плюс» этой краски в том, что для её разведения, можно использовать как дорогой фирменный растворитель, так и дешёвый отечественный «646», или любой из отечественных растворителей, пригодных для растворения нитрокраски.

О палитре для смешивания красок можно сказать следующее: она должна быть из гладкого непористого материала, не подверженного действию растворителя (кусок стекла, керамическая плитка, металлическая пластина). На такой поверхности, не впитывающей растворитель, краски долго остаются в рабочем состоянии и не высыхают.

Если говорить об организации рабочего места, нельзя не упомянуть об очень важном моменте – освещении. Свет при работе по покраске фигурок должен быть обязательно белым. То есть, идеальны в этом случае будут люминесцентные лампы «белого света». Обычные лампы накаливания дают желтый оттенок, и при их свете сложно добиться эффекта естественной цветопередачи. И еще: если фигурка предназначена для экспонирования при искусственном освещении, то и краситься она должна при искусственном свете. Если же вы предполагаете, что вашу фигурку будут рассматривать в первую очередь при дневном свете, то и работа над ней должна проводиться именно при естественном освещении.

***

Все права на материал принадлежат Коровяковскому С.Л.

Материал публикуется с разрешения автора

Коровяковский С. ака SKL

обсудить на форуме