Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

Швейцарская гвардия Ватикана

Самое маленькое и, как утверждают, самое старое войско в мире – швейцарская гвардия Ватикана встретила в этом году свое 500-летие. За это время гвардия охраняла жизни 42 понтификов.

История швейцарской гвардии начинается в 1506 году, когда Папа Юлий II (папа римский с 31 октября 1503 по 21 февраля 1513), понтификат которого был непрерывной чередой военных походов, в которых часто папа лично принимал участие, сражаясь неоднократно в первых шеренгах своей армии. Главными противниками Юлия были Венеция и Франция. В результате войн, которые вел Юлий, территория папского государства была значительно расширена. Для защиты границ и привилегий папского государства Юлий II обратился к воинам Гельвеции, которые в те времена воевали в качестве наемников во многих странах и были известны своим бесстрашием, верностью и считались одними из лучших солдат Европы. Папа Юлий II просил швейцарцев прислать в Ватикан 200 солдат для его личной гвардии. 150 швейцарских солдат, которыми командовал капитан Гаспар фон Силенен (Captain Kaspar von Silenen) из кантона Ури прибыли в Ватикан, где в их честь состоялась церемония и они получили папское благословение. Этот день – 22 января считается официальной датой создания гвардии.

Нынешняя гвардия понтифика является преемницей того самого подразделения, численность которого во времена Юлия была намного больше, чем нынешние сто человек.

Интересно, что несмотря ни на что, Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый меценат искусства. В 1512 г. были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В 1508-1512 гг. апартаменты Ватиканского папского дворца украшает еще один знаменитый художник, Рафаэль Санти (1483-1520).

Следующим за ним был папа Лев X (лат. Leo PP. X, в миру — Джованни Медичи, итал. Giovanni Medici; 1475 - 1521, Рим) - папа римский с 1513 по 1521. Лев X не отличился особым религиозным благочестием, совмещая политическую и религиозную деятельность с великосветским образ жизни, устраивал охоты, великолепные празднества, театральные представления, сопровождавшиеся балетом и танцами. Беда в том, что такая бурная деятельность требовала немалых денежных трат. Огромные деньги тратились не только на балы и содержание чиновников, но также и на артистов, скульпторов, художников, писателей, комедиантов, папских шутов. При нем достигает триумфа творчество Рафаэля Санти. Микеланджело же покинул «грешный град» через два года после прихода к власти нового папы. При папе Льве Х коллекции Ватикана обогатились прекрасными гобеленами, скульптурами и картинами, но все это истощило весь золотой запас Ватикана, оставленный ему от Юлия II.

Вместо того, чтобы уменьшить расходы, папа решает увеличивать доходы и при нем назначаются кардиналы, готовые оплатить звонкой монетой свои новые должности. Кроме того, еще больший оборот получает продажа за деньги индульгенций. Сама эта практика возникла при папе Юлии II, но именно при Льве Х торговля "отпущениями" и грамотами, скрепленными папской печатью, приобретает поистине поразительный размах. А что делать? Деньги то нужны...

Конец незамысловат: папа умер, казна пуста. Чиновникам Ватикана даже пришлось заложить гобелены, сделанные по рисункам Рафаэля, чтобы собрать деньги для конклава, который выбрал следующего папу. Зато красный цвет в униформе гвардейцев традиционно считается связанным с семейством Медичи.

Продвинемся еще немного дальше к одному из самых драматических моментов истории швейцарской гвардии. Правление папы Климента VII (Clemens PP. VII, также, кстати, происходившего из семейства Медичи (итал. Giulio de Medici 1478-1534 ) - папа римский с 19 ноября 1523 по 25 сентября 1534. Бесталанный дипломат, он пытался в собзе с Венецией, Миланом и Францией выступать против все возраставшего могущества Габсбургов – династии Императоров Священной Римской Империи. Армия Карла V, однако, оказалась сильнее. Германские и испанские войска ворвались в Рим и подвергли город такому разорению, какого он не испытывал со времен нашествия варваров. Разрушение столицы христианства, известное в истории как "Sacco di Roma" (римская резня) свершилось 6 мая 1527 года. Швейцарские гвардейцы оказались верны папе. В тяжелой схватке из 189 гвардейцев осталось в живых лишь 42, но они смогли переправить Климента VII под защиту крепких стен замка Святого Ангела (Castel Sant’Angelo), где он благополучно и пересидел всю осаду.

С тех пор день 6 мая является днем Швейцарской Гвардии Папы. В этот день проводится церемония принятия присяги новыми гвардейцами – красивейшая и торжественная церемония, проводящаяся на площади San Damaso (итал: Cortile di San Damaso) в Ватикане.

В разные исторические периоды швейцарская гвардия ватикана насчитывала до 500 человек и была вполне боевым подразделением. Сегодня её солдаты, как записано в уставе, несут службу «по обеспечению безопасности священной персоны папы и его резиденции».

Название швейцарской гвардии на разных языках:

Die Papstliche Schweizergarde (нем),

Guardia Svizzera Pontificia (итал),

Pontificia Cohors Helvetica (лат),

Garde suisse pontificale (фр.),

The Pontifical Swiss Guard (англ)

В настоящее время гвардия Ватикана состоит из 110 человек. По традиции в её составе только швейцарские подданные; официальный язык гвардии — немецкий, хотя присягу каждый принимает на родном для него языке: немецком, французском или итальянском. Все они должны быть католиками, вести благочестивый образ жизни, иметь среднее образование или реальную специальность, пройти обязательную для всех швейцарских мужчин службу в армии. Возраст новобранцев — от 19 до 30 лет. Минимальный срок службы — два года, максимальный — 20 лет. Все гвардейцы должны иметь рост не ниже 174 см, им запрещено носить усы, бороду и длинные волосы. Кроме того, в гвардию принимают только холостяков. Жениться они могут только по специальному разрешению, которое выдается тем, кто прослужил более трёх лет и имеет звание капрала. Их избранницы обязательно должны придерживаться католического вероисповедания.

Звания швейцарской гвардии Ватикана

Офицеры

  • Oberst (Colonel, полковник, также именуется «коммандант» (commandant )
  • Oberstleutnant (lieutenant colonel, подполковник, также именуется вице-коммандант (vice-commandant)
  • Kaplan (Chaplain, капеллан, звание духовное, но в военной табели о рангах соответствует вице-комманданту)
  • Major ( майор)
  • Hauptmann (капитан, Captain )

Унтер-офицеры

  • Feldwebel ( фельдфебель, соответствует званию Sergeant-major)
  • Wachtmeister ( вахмистр, соответствует званию сержанта)
  • Korporal (капрал, сorporal)
  • Vizekorporal (вице-капрал, Vice-corporal)

Pядовые

  • Hellebardier (Halbardier - Алебардист, так гордо именуется рядовой гвардеец)

С 2002 года командиром подразделения является полковник Эльмар Теодор Мадер ( Elmar Theodor Mader).

Униформа швейцарской гвардии

Мы можем только догадываться, как выглядели швейцарские солдаты, поступившие на службу к папе в 1506 году, поскольку никакие документы того времени не доносят до нас описаний одежды. Так что скорее всего, в те времена швейцарцы выглядели примерно так же, как и другие солдаты эпохи ренессанса, когда, строго говоря, вообще не существовало такого понятия, как униформа. Однако имеющееся свидетельство, что швейцарские гвардейцы с ног до головы облачались за счет папской казны, позволяет предполагать возможность какого-то единообразия их формы. Вероятно их костюмы, характерные для 16 века дублет или приталенная куртка без воротника, иногда многослойные рукава и штанины с разрезами. Может быть также имели какие-то отличительные знаки, например белый швейцарский крест, известный нам по костюмам современных швейцарских воинов. А может это был герб Ватикана с двумя перекрещенными ключами?

В ватиканских хранилищах есть коллекции миниатюр времен Юлия II, которые демонстрируют различные покрои костюмов, но не дают совершенно однозначных ответов на вопрос о единстве и виде формы швейцарских гвардейцев.

На рисунках 17-18 века мы уже можем наблюдать единообразие костюмов, то есть по всем признакам – униформу, которая объединяет как современные тому периоду элементы одежды – чулки, ботинки с пряжками, шляпы, так и архаичные, вышедшие к тому времени из моды широкие штаны с лентами, широкие набивные рукава и приталенные куртки. На протяжении истории цвета и оттенки формы швейцарцев менялись, но оставались в основном сочетаниями желтого, синего либо черного и красного. Этот последний цвет традиционно соотносят с цветом герба семейства Медичи, конкретно приписывая это нововведение этом папе Льву Х.

Современная униформа швейцарских гвардейцев.

Стоит сказать в начале, что упоминая гвардейцев Ватикана, обычно вспоминают и Микеланджело, как создателя их формы. На самом деле к этому можно относиться, как к красивой легенде. В то же время, некоторые фрески, сделанные Рафаэлем Санти дают нам возможность увидеть некий прообраз того, что в будущем станет формой швейцарцев на службе папы.

Так или иначе, но та форма, которую мы видим сейчас не имеет ничего общего с Микеланджело. Её разработал Жюль Репон (Jules Repond), командир швейцарской гвардии в 1910-1921 годах. Он был выдающейся во всех отношениях личностью: адвокат, журналист, альпинист, человек тонкого художественного вкуса, а вдобавок еще и человек, сделавший блестящую военную карьеру. Вдохновленный фресками Рафаэля, он упростил прежний вид униформы, он создал костюм нового вида, в стиле ренессанса, убрав также вычурные шляпы и в качестве основного головного убора выбрав берет – одинаково практичный и популярный и в наши дни и в 16 столетии. Кроме того, он приложил немало усилий для улучшения тренированности солдат, ввел винтовку Маузера и пистолет Дрейзе в качестве оружия кроме традиционных алебард и шпаг. На снимках того приода мы часто можем видеть швейцарских гвардейцев, несущих службу с винтовкой. Новая форма была введена примерно в 1914-15 гг (разные источники указывают разные даты). С тех пор эта униформа практически не изменилась, разве что на куртке добавилась застежка-молния.

Униформа папской гвардии делится на повседневную и парадную.

Повседневная униформа – синего цвета с белым отложным воротником, широкими рукавами без отложных манжет. Застегивается на несколько потайных пуговиц или крючков. Широкие штаны ниже колена заправляются в темно-синие гетры. Обувь – черные ботинки. Головной убор – черный берет. Знаки отличия - нашивки на левой стороне берета. При этой форме носится кожанный ремень светло-коричневого цвета с прямоугольной пряжкой с одним колком. Эта форма носится во время строевых занятий, для службы во внутренних помещениях гвардии, например в центре телеметрического наблюдения, регулировщики движения на улицах Ватикана.

Также существует рабочая форма, представляющая собой серо-голубой комбинезон с застежкой-молнией. На обоих плечах имеются нашивки с надписью желтым на черном фоне. Что там написано мне не удалось узнать. Можно предполагать, что это Guardia Svizzera Pontificia.

Прарадная форма, называется «гала», существует в двух вариантах: гала и «гранд гала» - то есть «большая парадная форма». Гранд гала носится при особо торжественных церемониях, таких как церемония принятия присяги. Она представляет собой парадную форму, дополненную кирасой и шлемом морионом белого металла с плюмажем.

Униформа гвардейца состоит из 154 деталей и весит 8 фунтов. Надо думать – это самая тяжелая парадка в современном мире. Традиционно она шъется из шерстяных тканей красного, синего и ярко-желтого цвета. Гвардейский портной Эти Чиччеоне рассказывает: «Когда я впервые появился здесь, то столкнулся с удивительными трудностями: не было выкроек и инструкций. Как шить такую форму? Все, что было - это законченный экземпляр. Мы с женой отвезли эту форму на мою прежнюю работу и там разобрали. Потом мы реконструировали эту уникальную форму, которая состоит из 154 кусков. Мне действительно пришлось повозиться с ней, потратить немало времени, прежде я понял, как она устроена».

Форма шьется по индивидуальной мерке, весь процесс пошивки требует 32 часа и три примерки.

Широкие штаны шьются из красной ткани, по шаговому шву каждой штанины имеются две детали из синей и желтой ткани. Ниже колена штаны сужаются и продолжаются вниз как гамаши, закрывающие ботинки. По внутренней части голени идет застежка из семи пуговиц. Можно предполагать, что эти пуговки обтянуты тканью, поскольку пуговки на левой ноге, там где они идут поверх желтой детали – желтые, а на правой – синие и находятся поверх синей детали. Деталь пояса штанов широкая, из красной ткани, застегивается на две желтые пуговицы. Эту деталь мы никогда не видим, поэтому на прорисовках я ее и не делал. По нижнему краю пояса пришиваются широкие разноцветные ленты синего и желтого цветов. Второй край ленты пришивается к сужению штанин ниже колена. Чтобы правильно соблюсти цветовую схему, таких лент должно быть четное количество. Я насчитал восемь таких лент, которые, чередуясь образуют закомые нам сочетания синего и желтого. Таким образом, учитывая два цветных клина, вшитых в каждую из штанин, мы получаем десять чередующихся цветных полос. Цветовая схема всего костюма зеркально симметрична, если так можно сказать. То есть там, где на правой штанине – желтая деталь, на левой будет синяя. Гульфик застегивается на молнию, как на современных моделях брюк. Карманов на штанах не обнаружено.

Здесь же стоит заметить, что у унтер-офицеров можно увидеть подвязки под коленом из красной ленты. Куртка по покрою напоминает типичный итальянский дублет 15 века, который характеризуется полукруглым вырезом воротника, расширенной верхней частью рукава в районе локтя и застежкой по всей длине. Куртка застегивается на застежку-молнию, начинающуюся от пояса. Спереди имеются восемь пуговиц, имеющих декоративное назначение. Кроме того, на груди имеются два симметричных разреза, под которыми видна красная подкладка. На спинке имеются три таких разреза: один по срединному шву и два косых между цветными деталями. Нижняя часть куртки кроется отдельно от лифа и спинки и представляет собой перекрывающие друг друга клинья. Поясной шов «прячется» под ремнем. Обратите внимание на металлическую пуговицу на ремне сзади: она служит для закрепления ремня сзади.

Широкая часть рукава выкраиваются из красной ткани. От плеча идут чередующиеся цветные ленты. На каждом из рукавов я насчитал шесть таких лент. Сужение начинается ниже локтя, эта часть шьется из синих и желтых деталей. Красные манжеты из вух слоев ткани отвернуты. На рукаве имеются также две декоративные пуговицы.

Белый накрахмаленный гофрированный воротничок-стойка подшивается или прикрепляется к вороту на застежках. Насколько можно понять, то и белые манжеты рукавов также ложные, то есть являются частью рубашки. Под курткой гвардейцы носят светлую футболку с короткими рукавами.

В холодную погоду гвардейцы одевают шерстяную мантию черного цвета. Боковины мантии стянуты с каждой стороны тремя шнурами лилового оттенка, украшенными кистями на концах.

Форма барабанщиков (сколько мне помнится, по штатному расписанию их двое но на разных снимках можно увидеть и трех и четырех. В оркестре есть и духовая секция, но оркестр не является частью штата гвардии и вообще представляет собой число переменное) скроена точно так же, но детали красного цвета заменены на черные, включая и обшлага рукавов. У остальных музыкантов форма такая же, как у прочих гвардейцев.

С формой гала носится также ремень светло-коричневой кожи с прямоугольной бляхой, украшенной вензелем из букв G S P (Guardia Svizzera Pontificia), белые перчатки и берет. На некоторых церемониях мы видим вместо берета черный шлем морион. Он отличается от белого мориона тем, что не имеет чеканки на боковых поверхностях.

Введением мориона в качестве парадной униформы мы также обязаны Жюлю Репону. На рисунке я постарался изобразить белый парадный морион (вид слева). Обратите внимание на втулку сзади в которую вставляется плюмаж из петушиных перьев. Цвета плюмажа: красный у алебардистов и унтер-офицеров, малиновый у офицеров, белый у фельдфебеля (он в подразделении один и выполняет функцию знаменосца) и у комманданта. У барабанщиков плюмаж состоит из перьев желтого и черного цветов.

На боковой поверхности мориона вычеканен герб папы Юлия II: на шестиугольном поле щита изображено дерево с корнями и преплетенными ветвями, выще щита – папская корона и все это расположено на фоне перекрещенных ключей (часть герба Ватикана) и все это обрамлено растительно-цветочным венком.

Также обратите внимание, что при белом морионе всегда носится особый жесткий гофрированный круглый воротник, которые были в моде во второй половине 16 века по вторую половину 17-го. Такие воротники по-английски называются ruff, а по-русски, по-моему для него нет специального названия.

На отдельном рисунке я постарался отрисовать кирасу для гранд-гала, а также нарисовал еще одну, которую видел на снимках, относящихся к 1922 году. Такую же кирасу с застежкой на груди на манер французских кирас, но только без подкладок, мы можем видеть и сейчас на груди вахмистра (сержанта).

Гала вахмистров (их в штатном расписании пять) и фельдфебеля кроится несколько иначе и имеет другие цвета. Их штаны короткие, красные, а вертикальные ленты на штанах малинового цвета и более узкие. Штаны заканчиваются ниже колена.

Вместо гамаш они носят красные чулки. Дублет черный (на некоторых снимках вы увидите темно-синий, но на самом деле он должен быть черный).

Покрой рукавов подобен покрою гала гвардейцев – такой же широкий в верхней части рукав, но в части предплечья он не слишком заужен и не имеет отложного обшлага. Вместо последнего манжет подчернут другой тканью, которой также обшиты основные детали: грудь, подол и клинья.

В этой статье я не буду описывать форму офицеров (может быть как-нибудь в другой раз?), но в заключение хочу немножко сказать о знамени швейцарской гвардии понтифика.

Знамя появляется у гвардейцев только в 1914 году при папе Бенедикте XV. До того, с 1910 года Жюль Репон обсуждал проект знамени с папой Пием X, но флаг так и не появился. До тех пор можно видеть гвардейцев с бело-желтым флагом Ватикана.

Полотнище знамени имеет размер 2.2x2.2 метра. Белый швейцарский крест разбивает полотнище на четыре четверти. В первой четверти на красном фоне располагается герб ныне здравствующего папы, то есть при каждом новом папе меняется рисунок герба в первой четверти. Во второй четверти – горизонтальные полосы синего, желтого, красного, желтого и синего цвета. В третьей четверти – горизонтальные полосы красного, желтого, синего, желтого, красного цветов. В четвертой четверти – на красном фоне герб папы Юлия II (его же герб мы видем на белом морионе, вы помните?). В центре знамени в венке из листьев на фоне цветов соответствующего кантона Швейцарии располагается герб нынешнего командира Гвардии. Так герб полковника Элмара Теодора Мадера расположен на бело-зеленом фоне кантона Сан-Галлен.

Юбилейные медали швейцарской гвардии.

Цветные планшеты от Dr.Lutz'a

A

(фигура слева) Алебардист швейцарской гвардии в униформе «гала». Он одет в описанный выше костюм, разработанный коммандантом Жюлем Репоном. Обратите внимание на черный берет и белые перчатки. Перчатки, однако, одеваются не всегда. Алебарда – древнее оружие современной армии, древко алебарды имеет квадратное сечение. Подток отделан резиной, очевидно, чтобы не портить полы. Также обратите внимание на пуговицы на внутренней стороне голени. Правильная цветовая схема чередования деталей костюма очень важна и одинакова во всех случаях.

(фигура справа) Kапрал в форме гран-гала. Белый парадный морион с красным плюмажем петушиных перьев. Большой круглый гофрированный воротник, который носится с белым морионом. Из под круглого воротника виден и обычный воротник-стоечка. На груди капрала две медали. К сожалению у меня нет точного описания наград швейцарской гвардии. В основном это памятные и юбилейные медали, учреждаемые понтификом. На левом боку шпага с S-образной гардой желтого металла, очень похожего на латунь. В руке протазан, как он выглядит сейчас. На снимках разных лет можно видеть разные формы протазанов.

B

(фигура слева) Капрал в гранд-гала с кирасой и мечом. Два гвардейца с огромными мечами входят в знаменную группу на церемониях. Обратите внимание на красную ленточку подвязки ниже колена, отличаюшую форму унтер-офицера от алебардиста (на рисунке видна только одна ленточка, а вообще-то их по одной на каждой ноге). Кроме меча у него есть еще и шпага. Красные обшлага мечника – это накладные краги из красной кожи, которые одеваются поверх манжетов. Они большего размера, чем обычные обшлага.

(фигура справа) фельдфебель-знаменосец. Его морион украшен белым плюмажем. Описание его формы см. в тексте статьи. Через плечо висит портупея со стаканом для ношения знамени.

C

Прорисовки отдельных деталей униформы гала.

-Вид со спины с тремя разрезами. Обратите внимание на пуговицу, поддерживающую ремень. Рукава показаны без лент, как бы в процессе шитья, чтобы показать широкий в верхней части рукав красной ткани.

- Спереди – клинья куртки покрывают друг друга, а шов, соединяющий низ куртки и лиф скрыт под ремнем.

- Отдельная прорисовка обшлага рукава.

- Вензель G S P на бляхе ремня

- Штаны (не показана деталь пояса и ленты). Можно видеть цветные клинья спереди и сзади от шагового шва.

D

Прорисовки гвардейской кирасы.

- В верхнем ряду слева направо показан наплечник спереди, сзади и левый наплечник сбоку.

- Чуть ниже – горжет, вид справа. Горжет состоит из двух половинок – передней и задней. На плечевой части горжета видна скоба, к которой крепятся ремни наплечника и кирасы.

- Средний ряд – кираса . Порядок одевания таков: горжет, передняя половина кирасы, затем задняя, затем крепятся наплечья.

Внизу показаны кирасы в сборе.

- Слева – современная, справа – кираса, виденная на снимках 1920-х годов, имеющая еще более ажурный вид и с выступающими «рюшечками». К сожалению, я не могу сообщить в каком звании были те гвардейцы со старых снимков, но в те же годы можно увидеть алебардистов в кирасах без рюшек. Так что можно думать, что на снимках изображены вахмистры.

E

Парадный шлем белого металла – морион. Не показан плюмаж (он на самом деле съемный). Описание см.в тексте.

F

Aлебардист в рабочей форме: серо-голубом комбинезоне во время строевых занятий.

Линки на сайты по тематике:

Библиография по истории швейцарской гвардии (на немецком языке)

Домашняя страница швейцарской гвардии. (нем., фр., итал., англ.яз.)

Cтраницы Википедии

Oбразцы знамен швейцарской гвардии

Guardia Penthes

Что посмотреть:

" Inside The Vatican" производства National Geografic Society (2001)

Материал подготовлен специально для сайта www.chen-la.com

DrLutz

***

обсудить на форуме